В декабре текущего года Фонд Соломона Р. Гуггенхайма объявил о продлении истекающего договора о лизинге имущества в северном портовом городе еще на 20 лет. Новый контракт стал отличной новостью не только для властей Бильбао, но и для всех, кто занимается культурной политикой, поскольку доказал успешность модели музея-спутника, сообщает портал The Local.
В начале девяностых северный баскийский порт был похож на свалку, отмечает мэр города Ибон Аресо, и мало кто верил, что разруху можно остановить с помощью гигантского чешуйчатого здания. Однако работы Ротко и Уорхола, выставленные в музее, вдохнули в город новую жизнь.
Детище известного канадского архитектора Фрэнка Гери казалось спорным решением проблем Бильбао, но доказало свою эффективность. Открытие музея в 1997 году снизило уровень безработицы в бывшем индустриальном гиганте, превратив его в центр современной культуры, пишет Иньяки Эстебан, автор книги "эффект Гуггенхайма". Инвестиции в 130 млн евро ($170 млн) принесли Бильбао не только музей, но и новую инфраструктуру. Вместо заброшенных заводов на набережной города появились велосипедные дорожки и парки. Порт был переоснащен и теперь принимает тысячи туристов. Музей прямо или косвенно создал 5 000 рабочих мест и принес региону 144 млн евро доходов. Семнадцать миллионов посетителей оживили гостиничный бизнес города и помогли местному рынку жилья удержится на плаву. Центральная улица Бильбао жходит в десятку самых дорогих в Испании.
Преображение оказалось настолько успешным, что эту модель начали копировать по всему миру. Помимо своей базы Нью-Йорке и выставочной площадки в Бильбао, Guggenheims уже открыл коллекцию в Венеции. Лувр будет показывать свои богатства в Абу-Даби, а Центр Помпиду Парижа планирует обосноваться в Малаге, на юге Испании.