a
Версия
для печати

Сергей Рымов: Динамика спроса на зарубежную недвижимость в 2008–2009 годах (расшифровка доклада)

Анализ интереса потенциальных покупателей зарубежной недвижимости, как лакмусовая бумажка, позволяет выявить настроение на рынке, проиллюстрировать сложившуюся ситуацию и сделать прогнозы относительно развития спроса. В основе доклада издателя журнала Homes Overseas Сергея Рымова лежит периодическое исследование интереса россиян к недвижимости за рубежом.

Скачать презентацию

Журнал Homes Overseas вышел в печать в 2005 году, когда рынок был молод, малопонятен и плохо изучен. Первоначально планировалось, что издание будет освещать недвижимость Франции, Италии и Кипра. Одной из наиболее популярных на данный момент стран у российского покупателя зарубежной недвижимости – Турции – вообще не было в этом списке. Однако время скорректировало концепцию журнала. Одним из поворотных моментов в истории Homes Overseas стало исследование, проведенное в начале 2006 года, которое в итоге легло в основу регулярных исследований спроса, результатами которых будут представлены в этой статье.

С нашей точки зрения, одним из инструментов, позволяющим оценить спрос, не прибегая к дорогостоящим социологическим исследованиям (которые, безусловно, объективнее, профессиональнее и презентабельнее) является анализ запросов поисковых систем. Стоит оговориться, что это исследование не спроса, а скорее интереса. Интерес – это самая первая производная, которая и может формировать спрос. Для проведения аналитической работы были отобраны 37 стран.

На третьей странице презентации вы видите результаты самого первого исследования. 2006 год – эпоха «наивного» рынка, и картина интереса предельно ясна: Испания – безусловный лидер. На втором месте – Крым (в исследовании были выделены не только страны, но и отдельные регионы, пользующиеся спросом у российского покупателя зарубежной недвижимости). Болгария располагается на третьей позиции, а Черногория и Финляндия на шестом и девятом местах соответственно.

В исследовании от 2008-го года (4-й слайд) – совершенно другая картина. Болгария уже «перебралась» в лидеры, а Испания с Черногорией делят второе место. На 2008 год как раз пришелся пик спроса на Черногорию, поэтому там уже не было низких цен, однако, как показывает практика, россияне на все рынки приходят последними. Уже на этом слайде видно, что Турция становиться все более интересной российским покупателям. Крым с Украиной естественным образом падают вниз, Италия как была в хвосте, так и остается: становится все более очевидным деление стран на лидеров и аутсайдеров.

Последнее исследование (5-й слайд) показывает, что у Болгарии уже не 15%, а 22%, это безусловно совпадает с исследованием Prian.ru. Черногория немного отстает от Испании, которая улучшила свои позиции. Самый интересный и самый общий вывод, который можно сделать исходя из этой таблицы: десятка лидеров не изменилась. Положение стран внутри десятки немного поменялись, но десять наиболее популярных направлений остались такими же, как и раньше.


Как изменилась количество запросов к каждой стране?

Вот данные, по которым мы нормировали количество запросов: на слайде (стр. 6) показана динамика обращений к «Яндексу». В среднем на сентябрь 2009 года, по сравнению с 2006-м годом, спрос увеличился в 2,8 раза.

В этой таблице (7-й слайд) представлены лидеры по увеличению спроса. Больше всего абсолютный спрос увеличился на Болгарию и Египет (по статистике «Яндекса» интерес к этой стране остается достаточно небольшим, однако в процентном отношении он вырос более чем в шесть раз). В поле зрения российских инвесторов попала такая экзотика, как Китай, спрос на который был, по всей видимости, сформирован дальневосточным регионом.

Слайд 8 отображает состояние спроса «до кризиса» (глобальных изменений на рынке до февраля 2008 года все-таки еще не происходило) и «после кризиса». Из 37 стран, выбранных для проведения исследования, только десять увеличили свою долю в общем количестве запросов. Болгария и Латвия – лидеры по приросту спроса. Как видно из таблицы, Кипр серьезно прибавил в количестве запросов. Это объясняется тем, что Кипр рассматривает Россию как приоритетное направление, соответственно, у нас много рекламы этой страны и достаточно много предложений. По всей видимости, подобная политика привела к росту спроса на Кипр. Конечно, Кипром интересуется меньшее количество россиян, чем Болгарией, Черногорией или Испанией, но спрос на эту страну растет.

Относительное снижение доли спроса – с февраля 2008 года по сентябрь 2009-го (слайд 8). Словакия – лидер по снижению интереса, она недостаточно показательна, однако первого места из рейтинга не выкинешь. Сильно упал интерес к Хорватии, снизился спрос на Великобританию, Финляндию. Интерес к Дубаю изменился не так сильно, как можно было бы ожидать.

График на слайде 9 представляет, как менялась динамика поисковых запросов «Яндекса» за последние полтора года. Для примера была выбрана Италия, однако эта ситуация типична для 90% стран. Вы можете наблюдать троекратный (а в случае некоторых стран и четырехкратный) прирост количества запросов зимой 2008-2009 годов, то есть в самый разгар кризиса. Самый логичный вывод заключается в том, что люди искали способ сохранить свои сбережения и рассматривали зарубежную недвижимость как один из возможных инструментов. Рассматривали, но, как показывает практика риэлторских агентств, – не решились. Стоит отметить, что количество запросов на данный момент уже вышло на докризисный уровень. Однако есть исключения (слайд 10).

К примеру: динамика запросов по Болгарии, не так выражена – начиная с осени мы видим длительный рост спроса, который продолжался до мая. Летом следует резкий провал, а далее начинается возрастание.

Израиль: плавная динамика с незначительными колебаниями говорит о том, что люди не рассматривают эту страну в качестве направления для приобретения второго дома. Они, например, рассматривают Израиль как страну для иммиграции, поэтому кризис и не повлиял на спрос на израильскую недвижимость.

Крым: начиная с 2006 года полуостров год за годом уступал свои позиции, что объяснялось нецивилизованносью рынка и обилием некачественных предложений на вторичном рынке. Однако сейчас в Крыму появились интересные и качественные предложения, что привело к нетипичному росту спроса ближе к осени.

Черногория: после четырехкратного увеличения, интерес к этой стране упал ниже докризисного уровня. Дело в том, что у потенциальных покупателей было много иллюзий по поводу этого рынка, сейчас они разочаровались.

Условия цитирования материалов Prian.ru

Поделиться материалом:
Напечатать
Теги: Недвижимость, Анализ рынков

Читайте также

Эффект Wyndham Grand: чем выгодна покупка недвижимости под брендом пятизвёздочного отеля
Дешевле, чем вы думаете. Выгоднее, чем вы можете себе представить
Дебаты вокруг «золотой визы» Португалии. Что вообще происходит – и что будет дальше
Главного документа пока нет
Чего ждать от недвижимости Лиссабона: анализ главных трендов 2024 года
Самый востребованный регион Португалии
22 вопроса и ответа о Северном Кипре и его недвижимости. Инвестиции, ВНЖ и особенности оформления сделок
Факты от эксперта рынка
Личный опыт. Купил квартиру в Таиланде для отдыха и инвестиций – только на курсе валют выиграл 60%
Не удалось инвестировать в России – обратил внимание на Таиланд
Программа «Дом за один евро» в Италии: как работает схема и стоит ли игра свеч
Иностранцы тоже могут участвовать

Интересно почитать

Полезные статьи