2015 год оказался сложным для рынка зарубежной недвижимости. Падали курсы национальных валют России, Украины, Беларуси, Казахстана. А вместе с ними и возможности граждан. Политические споры не прекращались, экономические санкции не снимались и даже туристических перспектив больше не стало. Словом, внешний фон для отрасли – негативный.
В результате интерес к теме зарубежной недвижимости среди русскоязычной аудитории снизился. Статистика Яндекса показывает падение на 20% по сравнению с 2014 г. Например, словосочетание «недвижимость за рубежом» пользователи вводили 76 тыс. раз, а годом ранее – 95 тыс.; «недвижимость за границей» - 51 и 64 тыс. запросов соответственно.
Количество посетителей Prian.ru в 2015 году тоже снизилось – впервые за 9-летнюю историю интернет-ресурса. Однако по сравнению с падением ниши статистика портала хорошая. За год в поисках недвижимости к нам зашли 3,93 млн человек, в 2014-м – 4,03 млн. Спад посещаемости –2,6%. В семь раз меньше, чем падение активности в отрасли!
Рынок очевидно сузился, но никак не рухнул. Подумайте только: зарубежной недвижимостью интересуются 3,9 млн человек в год – это огромная аудитория, сравнимая с населением Мальты, Черногории, Кипра и Латвии вместе взятых.
В 2015 году потенциальные покупатели стали более внимательными – как в выборе площадки для поиска объектов, так и в изучении конкретных предложений. Среднее количество страниц за один сеанс на Prian.ru, выросло на 24%. Каждый пользователь просматривал 9,8 страниц, годом ранее – 7,9.
В 2015 году доля «новичков» выросла на 5,6%. Каждый второй посетитель заходил на Prian.ru впервые. Это значит, что рынок живет, обновляется, пополняется новыми заинтересованными людьми.
Prian.ru давно перестал быть порталом о зарубежной недвижимости исключительно для россиян. К нам регулярно заходят люди из сотни разных стран. Например, в 2015 году зарегистрировано 415 сеансов из Чили, 763 – из Монако, 1010 – из Новой Зеландии.
Костяк аудитории (46,9%) – по-прежнему россияне. Лидируют жители крупных городов – Москва и область, Санкт-Петербург, Краснодар, Свердловск, Новосибирск, Челябинск, Ростов. В 2015 году резко (+70%) выросло число посетителей из Республики Башкортостан.
С каждым годом увеличивается доля украинских пользователей. В 2014-м на них приходилось 16,8% аудитории, в 2015-м – 22,1%. Зарубежной недвижимостью интересуются жители Киева, Днепропетровска, Харькова, Донецка, Одессы, Запорожья, Львова, Луганска. По всем направлениям – рост числа просмотров на 10-30%.
На белорусов приходится 3,4% аудитории Prian.ru. Чаще всего к нам заходят минчане. На казахов – 3,1%, лидируют, как ни странно, не столичные жители, а пользователи из города с населением 200 000 человек – Темиртау.
Демографический портрет покупателя зарубежной недвижимости за год не изменился. Приобретение второго дома – серьезное решение, в котором обычно участвует вся семья. Поэтому статистика не удивляет: 48,8% мужчин, 51,2% женщин.
Более 70% аудитории Prian.ru – взрослые люди в возрасте от 25 до 55 лет. Пенсионеры также активны на этом рынке – 17% приходится на людей старше 55 лет. А молодежь до 25 реже задумывается о покупке недвижимости за рубежом – 11%. В возрастной структуре спроса также нет сюрпризов.
Анализ популярных запросов, по которым пользователи приходят на Prian.ru, позволяет определить интересы аудитории.
В 2015 году актуальна тема «недорогой недвижимости». В разных странах, на морских курортах и в крупных городах, для покупки или аренды – все чаще к запросам люди добавляли «недорого», «дешево», «эконом», «распродажа», «скидки». Не определившийся с регионом покупатель спрашивал: «Где самая дешевая недвижимость в мире», «где недорого купить дом на море». Число интересующихся эконом-классом, в 13 раз превышало количество запросов с прилагательными «элитный», «престижный», «люкс».
Покупатели тщательно подходят к выбору. Готовы разбираться в ситуации на рынке, анализировать цены в разных странах, сравнивать условия покупки и отзывы владельцев. Растет число запросов со словами «аналитика», «обзор», «цены 2015», «отзывы покупателей».
По-прежнему актуальна тема получения вида на жительство и второго гражданство. «Где можно получить ВНЖ при покупке недвижимости», «пакет документов для ВНЖ», «как получить вид на жительство в …» - популярные запросы. Покупателей интересуют иммиграционные программы Турции, Латвии, Германии, Испании, Болгарии. Увеличилось число запросов о ВНЖ в Черногории, Греции и Словении. Желающие получить второй паспорт чаще всего смотрят в сторону Сент-Китс и Невис и других стран Карибского региона.
«Как заработать на недвижимости», «доходность жилья от 7%», «инвестиции в недвижимость за рубежом 2015», «привлекательные для инвесторов страны», «квартиры с гарантированной доходностью», «где искать арендаторов» и другие темы с прицелом на заработок или сохранение средств также волнуют будущих собственников.
В 2015-м изменился и список востребованных у покупателей стран. Растет интерес к Португалии, Кипру, Греции, Великобритании. А Латвия, Финляндия, Эстония, напротив, теряют былую популярность. Подробнее читайте в статье «Раздаем медали: ТОП-30 стран для покупки недвижимости».
Автор Анастасия Фалей