Итак, начнем с главного: интерес к зарубежной недвижимости сохранился. Никаких сомнений! Причем, мы говорим не о единичном, а о массовом спросе.
Безусловно, если под «спросом» понимать реальное желание граждан купить что-то за границей, то оно сократилось. Искать стали меньше. Но насколько?
Смотрим статистику запросов в Рунете по ключевым словам «недвижимость за рубежом», «недвижимость за границей»:
Количество запросов, тыс. человек |
Ключевой запрос |
01.01.2015 – 01.06.2015 |
01.01.2014 – 01.06.2014 |
Динамика за год |
Недвижимость за рубежом |
33 |
46 |
-27% |
Недвижимость за границей |
20 |
32 |
-36% |
|
Падение? Да! Серьезное? Как сказать… Ведь очевидно, общие запросы в поисковых системах не всегда свидетельствуют о реальном желании человека что-то купить. Гораздо серьезнее, если пользователь идет на сайты риэлторов или специализированные ресурсы. Это куда с большей вероятностью говорит о его практическом интересе.
Оценим этот интерес. Обратимся к статистике Prian.ru: посещаемость крупнейшего тематического русскоязычного портала за год практически не изменилась. Да, в прошлые годы этот показатель стабильно рос, но тогда рос и рынок. Сейчас изменения - в рамках погрешности.
Статистика посещаемости портала Prian.ru (уникальные посетители, тыс. человек) |
январь-июнь 2015 г. |
январь-июнь 2014 г. |
Динамика за год |
2 025 |
2 085 |
-2,87% |
|
Обратите внимание! Сокращение менее 3% при общем падении в 10 (!) раз большем.
В феврале и марте снижение было символическим, в значительной степени благодаря запросам потенциальных покупателей с Украины. В этом время он был максимальным.
ВНИМАНИЕ! Профессионалы рынка зарубежной недвижимости могут прочитать подробный отчет о спросе со стороны украинской аудитории. Для получения доступа к тексту необходима регистрация на портале Prian.ru.
Пик спада пришелся на апрель: именно в это время клиенты «затаились» в ожидании валютных скачков. А вот в конце весны – начале лета, после того, как заметных взлетов-падений не произошло, наметился разворот, и уже в июне динамика стала положительной, что зафиксировали многие эксперты. Можно сказать, что неожиданность: обычно летом активность снижается.
Статистика посещаемости портала Prian.ru |
Месяц |
2015 г., тыс. человек |
2014 г., тыс. человек |
Динамика за год |
Январь |
442 |
452 |
-2,21% |
Февраль |
400 |
402 |
-0,68% |
Март |
399 |
415 |
-3,9% |
Апрель |
335 |
378 |
-11,49% |
Май |
359 |
374 |
-4,04% |
Июнь (до 24 июня) |
310 |
295 |
+5,38% |
|
Где в последние полгода покупатели искали недвижимость? Положение стран в рейтинге интереса стабильно (например, Германия даже с учетом падения – уверенно третья), но относительно первого полугодия 2014 года реже стали искать варианты в самых популярных странах Евросоюза. Правда, и здесь есть исключения.
Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru |
Страна |
01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров |
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров |
Динамика за год |
Испания |
2 927 |
3 381 |
-13,5% |
Германия |
1 629 |
2 264 |
-29% |
Италия |
1 066 |
1 214 |
-13% |
Франция |
559 |
556 |
+0,5% |
|
Особенно тяжело придется Латвии» - и эту фразу из нашего декабрьского прогноза можно вставлять в рамочку. Хотя, строго говоря, мы ей не слишком гордимся: во-первых, предсказать проблемы латвийского рынка недвижимости было нетрудно, а, во-вторых, когда сбываются пессимистические прогнозы, нет повода и для радости. Результат – перед вами.
Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru |
Страна |
01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров |
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров |
Динамика за год |
Латвия |
352 |
685 |
-47% |
|
Перейдем к более веселым результатам. Еще в декабре аналитики Prian.ru предсказывали успех экзотическим направлениям. Они оказались в стороне от санкций и негатива в СМИ.
Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru |
Страна |
01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров |
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров |
Динамика за год |
ОАЭ |
167 |
131 |
+27% |
Египет |
51 |
29 |
+75% |
|
Также потенциальные клиенты активно искали недвижимость в популярных туристических регионах, находящихся в стороне от геополитических конфликтов. Россияне и украинцы (они даже более активно) просматривали объекты в Турции, на Кипре, в Греции.
Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru |
Страна |
01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров |
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров |
Динамика за год |
Турция |
1 179 |
844 |
+39% |
Кипр |
463 |
365 |
+27% |
Греция |
886 |
725 |
+22% |
|
Отдельно остановимся на результатах по Болгарии: в этой стране по-прежнему ищут куда активнее, чем где-бы то ни было. Более того, данные аналитического центра Prian.ru, показывают, что в первой половине 2015 года интерес был даже выше, чем годом ранее.
Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru |
Страна |
01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров |
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров |
Динамика за год |
Болгария |
4 580 |
4 124 |
+11% |
|
Но почему же при этом многие болгарские компании сообщают о резком снижении числа сделок с участием россиян и украинцев? Причем, первые начали проявлять какую-то активность в конце весны, а вторые – напротив, более активны были в феврале-марте.
Здесь стоит обратить внимание на другую цифру, которая отчасти объясняет, кто интересуется болгарскими квадратными метрами. Уже в конце прошлого года резко выросло число владельцев жилья, которые планировали его продать.
Количество запросов на продажу недвижимости на Prian.ru |
I полугодие 2015 |
I полугодие 2014 |
Динамика за год |
570 |
229 |
+148% |
|
Итак, основные выводы перед началом второго полугодия 2015:
1. Самые пессимистичные прогнозы не оправдались: рынок сузился, но не так радикально, как многие опасались в конце прошлого года.
2. При снижении «общих запросов» некоторые направления приобрели потенциальных клиентов, расширив влияние на русскоязычную аудиторию.
3. Резко выросло количество запросов на продажу недвижимости – практически во всех, и в первую очередь в курортных странах.
Андрей Королев
руководитель отдела по работе с клиентами Prian.ru:
- Цифры первого полугодия подтверждают то, о чем сообщество говорит последний год: пришло время профессионалов, и только они сейчас могут рассчитывать на успех. Это относится ко всем сегментам рынка.
Я прекрасно помню ситуацию подобную нынешней - только на внутреннем российском рынке. Конец 2008 года. И тогда, и сейчас, интерес со стороны клиентов был, но совсем не такой явный, как раньше. Покупатели с сумками, полными денег, исчезли. Не стало людей, единственный вопрос которых «где поставить подпись». Остался требовательный, реальный потребитель, который не будет с первого звонка делиться сокровенным.
Вспоминая, чем закончилась история семилетней давности, могу предположить, что рынок изменится и очень скоро. Тогда в лидеры вышли проницательные и активные - те, кто в непростое время активизировал свою деятельность, расширил воронку продаж, не стал отмахиваться от «неявных» клиентов. Уже к середине 2009 изменился список «самых-самых» застройщиков и агентств. Не знаю, изменится ли он сейчас, но точно могу сказать, что на его вершине окажутся истинные профессионалы.
Сегодня клиент хочет получить сервис, хочет, чтобы его облизывали, понимает, что имеет основания выбирать риэлтора - а не наоборот. Да, любой телефонный звонок по–прежнему может оказаться не результативным, но с другой стороны он может стать первым шагом к серьезной сделке.
Мы видим это на примере статистики Prian.ru. Как специализированный, независимый ресурс мы еще активнее стали делать то, что умеем – информировать, объяснять, предлагать. Наши посетитель тоже изменился, и его, очевидно, устроил такой подход. Мы сохранили абсолютные показатели и, соответственно, резко увеличили свою долю на рынке.
Наши партнеры в большинстве своем замечают, что обращений к ним – по крайней мере из Prian.ru - меньше не стало. Увеличилась продолжительность сделки, больше стало «просто интересующихся». Но выбора нет – надо работать с ними. Тот, кто сделает это успешно – станет лидером на восстанавливающемся (читай, растущем) рынке.
Всем удачи!
Комментарии