июнь’2015

К другим материалам выпуска

На рынке недвижимости оживились… профессионалы

Что произойдет во втором полугодии


Это был интересный, поучительный и, как выясняется, удачный для многих период - первое полугодие 2015 года. Покупатель стал вдумчивее, серьезнее, капризнее. Он принялся тщательно выбирать – и площадку для поиска объектов, и сам объект, и продавца. Итоги, подведенные Аналитическим центром Prian.ru, показывают пеструю картину с одним бесспорным выводом – рынок живет!

Итак, начнем с главного: интерес к зарубежной недвижимости сохранился. Никаких сомнений! Причем, мы говорим не о единичном, а о массовом спросе.    

Безусловно, если под «спросом» понимать реальное желание граждан купить что-то за границей, то оно сократилось. Искать стали меньше. Но насколько? 

Смотрим статистику запросов в Рунете по ключевым словам «недвижимость за рубежом», «недвижимость за границей»: 

Количество запросов, тыс. человек
Ключевой запрос 01.01.2015 – 01.06.2015 01.01.2014 – 01.06.2014 Динамика за год
Недвижимость за рубежом 33 46 -27%
Недвижимость за границей 20 32 -36%

Падение? Да! Серьезное? Как сказать… Ведь очевидно, общие запросы в поисковых системах не всегда свидетельствуют о реальном желании человека что-то купить. Гораздо серьезнее, если пользователь идет на сайты риэлторов или специализированные ресурсы. Это куда с большей вероятностью говорит о его практическом интересе.

Оценим этот интерес. Обратимся к статистике Prian.ru: посещаемость крупнейшего тематического русскоязычного портала за год практически не изменилась. Да, в прошлые годы этот показатель стабильно рос, но тогда рос и рынок. Сейчас изменения - в рамках погрешности.   

Статистика посещаемости портала Prian.ru (уникальные посетители, тыс. человек)
январь-июнь 2015 г. январь-июнь 2014 г. Динамика за год
2 025 2 085  -2,87%

Обратите внимание! Сокращение менее 3% при общем падении в 10 (!) раз большем.

В феврале и марте снижение было символическим, в значительной степени благодаря запросам потенциальных покупателей с Украины. В этом время он был максимальным.

ВНИМАНИЕ! Профессионалы рынка зарубежной недвижимости могут прочитать подробный отчет о спросе со стороны украинской аудитории. Для получения доступа к тексту необходима регистрация на портале Prian.ru.  

Пик спада пришелся на апрель: именно в это время клиенты «затаились» в ожидании валютных скачков. А вот в конце весны – начале лета, после того, как заметных взлетов-падений не произошло, наметился разворот, и уже в июне динамика стала положительной, что зафиксировали многие эксперты. Можно сказать, что неожиданность: обычно летом активность снижается.

Статистика посещаемости портала Prian.ru
Месяц  2015 г., тыс. человек 2014 г., тыс. человек Динамика за год
Январь 442 452 -2,21%
Февраль 400 402 -0,68%
Март 399 415 -3,9%
Апрель 335  378  -11,49%
Май 359 374 -4,04%
Июнь (до 24 июня) 310 295 +5,38% 

Где в последние полгода покупатели искали недвижимость? Положение стран в рейтинге интереса стабильно (например, Германия даже с учетом падения – уверенно третья), но относительно первого полугодия 2014 года реже стали искать варианты в самых популярных странах Евросоюза. Правда, и здесь есть исключения. 

Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru
Страна 01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров
Динамика за год
Испания 2 927 3 381 -13,5%
Германия 1 629 2 264 -29%
Италия 1 066 1 214 -13%
Франция 559 556 +0,5%

Особенно тяжело придется Латвии» - и эту фразу из нашего декабрьского прогноза можно вставлять в рамочку. Хотя, строго говоря, мы ей не слишком гордимся: во-первых, предсказать проблемы латвийского рынка недвижимости было нетрудно, а, во-вторых, когда сбываются пессимистические прогнозы, нет повода и для радости. Результат – перед вами. 

Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru
Страна 01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров
Динамика за год
Латвия 352 685 -47%

Перейдем к более веселым результатам. Еще в декабре аналитики Prian.ru предсказывали успех экзотическим направлениям. Они оказались в стороне от санкций и негатива в СМИ. 

Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru
Страна 01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров
Динамика за год
ОАЭ 167 131 +27%
Египет 51 29 +75%

Также потенциальные клиенты активно искали недвижимость в популярных  туристических регионах, находящихся в стороне от геополитических конфликтов. Россияне и украинцы (они даже более активно) просматривали объекты в Турции, на Кипре, в Греции.

Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru
Страна 01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров
Динамика за год
Турция 1 179 844 +39%
Кипр 463 365 +27%
Греция 886 725 +22%

Отдельно остановимся на результатах по Болгарии: в этой стране по-прежнему ищут куда активнее, чем где-бы то ни было. Более того, данные аналитического центра Prian.ru, показывают, что в первой половине 2015 года интерес был даже выше, чем годом ранее. 

Статистика просмотра страниц по странам на портале Prian.ru
Страна 01.01.2015 – 01.06.2015,
тыс. просмотров
01.01.2014 – 01.06.2014,
тыс. просмотров
Динамика за год
Болгария 4 580 4 124 +11%

 Но почему же при этом многие болгарские компании сообщают о резком снижении числа сделок с участием россиян и украинцев? Причем, первые начали проявлять какую-то активность в конце весны, а вторые – напротив, более активны были в феврале-марте.

Здесь стоит обратить внимание на другую цифру, которая отчасти объясняет, кто интересуется болгарскими квадратными метрами. Уже в конце прошлого года резко выросло число владельцев жилья, которые планировали его продать. 

Количество запросов на продажу недвижимости на Prian.ru 
I полугодие 2015  I полугодие 2014 Динамика за год
570   229 +148%

Итак, основные выводы перед началом второго полугодия 2015:

1.    Самые пессимистичные прогнозы не оправдались: рынок сузился, но не так радикально, как многие опасались в конце прошлого года.  
2.    При снижении «общих запросов» некоторые направления приобрели потенциальных клиентов,  расширив влияние на русскоязычную аудиторию. 
3.    Резко выросло количество запросов на продажу недвижимости – практически во всех, и в первую очередь в курортных странах. 


Андрей Королев
руководитель отдела по работе с клиентами Prian.ru: 

- Цифры первого полугодия подтверждают то, о чем сообщество говорит последний год: пришло время профессионалов, и только они сейчас могут рассчитывать на успех. Это относится ко всем сегментам рынка. 

Я прекрасно помню ситуацию подобную нынешней - только на внутреннем российском рынке. Конец 2008 года.  И тогда, и сейчас, интерес со стороны клиентов был, но совсем не такой явный, как раньше. Покупатели с сумками, полными денег, исчезли. Не стало людей, единственный вопрос которых «где поставить подпись». Остался требовательный, реальный потребитель, который не будет с первого звонка делиться сокровенным. 

Вспоминая, чем закончилась история семилетней давности, могу предположить, что рынок изменится и очень скоро. Тогда в лидеры вышли проницательные и активные - те, кто в непростое время активизировал свою деятельность, расширил воронку продаж, не стал отмахиваться от «неявных» клиентов. Уже к середине 2009 изменился список «самых-самых» застройщиков и агентств. Не знаю, изменится ли он сейчас, но точно могу сказать, что на его вершине окажутся истинные профессионалы. 

Сегодня клиент хочет получить сервис, хочет, чтобы его облизывали, понимает, что имеет основания выбирать риэлтора - а не наоборот. Да, любой телефонный звонок по–прежнему может оказаться не результативным, но с другой стороны он может стать первым шагом к серьезной сделке. 

Мы видим это на примере статистики Prian.ru. Как специализированный, независимый ресурс мы еще активнее стали делать то, что умеем – информировать, объяснять, предлагать. Наши посетитель тоже изменился, и его, очевидно, устроил такой подход. Мы сохранили абсолютные показатели и, соответственно, резко увеличили свою долю на рынке. 

Наши партнеры в большинстве своем замечают, что обращений к ним – по крайней мере из Prian.ru - меньше не стало. Увеличилась продолжительность сделки, больше стало «просто интересующихся». Но выбора нет – надо работать с ними. Тот, кто сделает это успешно – станет лидером на восстанавливающемся (читай, растущем) рынке. 

Всем удачи!