Светлана Касаткина: Да, мы тоже заметили рост спроса от русскоязычных клиентов. Причём далеко не только граждан России! Это выходцы из всех стран бывшего СССР, а также немцы, британцы, канадцы, австралийцы – с русскими корнями. Многих из них скорее можно назвать гражданами мира, а не конкретной страны.
Изменился и профиль покупателя. Пару лет назад большинство сделок были исключительно инвестиционными, сейчас основная цель – покупка для жизни и отдыха. Результат – рост спроса на виллы.
Мы в Exotic Property выделяем несколько категорий клиентов, которые покупают виллы на Пхукете.
Во-первых, семейные люди. Для них Пхукет – это прежде всего безопасное место с прекрасным климатом, где можно учить детей в лучших международных школах. Кстати, ажиотажный спрос уже заметен и в сфере образования: не так просто сейчас найти место для ребёнка, многие классы переполнены.
Во-вторых, цифровые кочевники. Это молодые люди – предприниматели, стартаперы, которые ведут бизнес через интернет. Здесь для них удобная локация: отличная 5G-связь, нормальные банковские сервисы, криптовалюты, коворкинги, развитое комьюнити, все вокруг говорят на английском, авиарейсы во все страны мира…
В-третьих, влюблённые в Таиланд. Это туристы, которые ездят сюда годами и в какой-то момент решают, что удобнее останавливаться в собственном доме, а не в отелях.
Ольга Костенко: Появилась новая категория клиентов, которая до 2022 года практически не встречалась, – релоканты из Европы. Это опытные состоявшиеся люди, обычно с большими семьями, которые имеют недвижимость на Лазурном Берегу, в Испании, Италии… После введения санкций поездки в Европу для них стали неудобными: длительные перелёты, визовые ограничения. А Таиланд, напротив, ввёл 90-дневный безвиз для россиян. На Пхукете они могут найти тот образ жизни, к которому привыкли. Их приоритеты – приватность, статусность, безопасность, высокий уровень обслуживания.