Ученые попросили группу детей в возрасте от 3 до 6 лет оценить рисунки других детей и знакомым им взрослых, а также незнакомцев. Дошколята выносили свои суждения по поводу рисунков как в присутствии, так и во время отсутствия их авторов.
Дети в возрасте трех лет продемонстрировали абсолютную честность: для них не имело значения, кто сделал рисунок или присутствует ли этот человек в комнате. А вот пяти – и шестилетние дети давали более лестные отзывы в то время, когда автор рисунка находился рядом. Лесть предназначалась как знакомым, так и незнакомым людям (хотя «своим» лести доставалось больше). Среди детей в возрасте четырех лет лесть продемонстрировала примерно половина участников, остальные были честны в своих суждениях. Таким образом, ученые сделали вывод, что четыре года – это ключевой переходный период в социальном мировосприятии ребенка.
По мнению ученых, взрослые льстят по двум причинам: либо они выражают благодарность за некое позитивное событие в прошлом, либо хотят таким образом добиться расположения со стороны человека, который может пригодиться им в дальнейшем. Почему это делают дети, пока не установлено. Однако то обстоятельство, что дети постарше льстят как знакомым людям, так и незнакомцам, позволяет предположить, что они думают наперед и совершают небольшие социальные вклады ради получения выгоды в будущем. (По данным портала BoingBoing.net.)