Многие материалы о недвижимости изобилуют советами, как на практике выбрать дом заграницей, на что смотреть и в чем не ошибиться. Все это, безусловно, полезно. Но не будем увлекаться поиском идеального дома, потому что скорее всего идеал окажется свежезашпаклеванным. Поэтому самый простой способ остаться довольным своей покупкой - это решить для самого себя, что именно ожидаешь от пребывания в Испании и какой образ жизни предполагаешь вести.
Портрет соотечественника
Русскоязычный покупатель (из России и бывших республик Союза) имеет свои характерные черты:
- в целом - недоверчив, и предпочитает, по возможности, нанимать своего адвоката для консультаций по сделке. Адвокат получает гонорар одинаково, если он поможет, и если просто поприсутствует. Это скорее вопрос психологической уверенности клиента;
- желает видеть множество жилищ, даже если уже склоняется в пользу одного из увиденных;
- предпочитает жилье в непосредственной близи от моря;
- требователен к виду из окна и предпочитает наличие бассейна, даже если собирается жить круглый год (с октября по апрель коммунальные бассейны закрыты, а частный требует дополнительных расходов на содержание).
Искушенный в экономических перипетиях россиянин склонен все перепроверять и переспрашивать, что весьма утомляет местных агентов, большинство которых - честные труженики за свои пару процентов комиссионных. Но, зная профиль своего клиента, идут навстречу.
Серьезное основание
Антикризисная стратегия агентств состоит в формировании предложения жилья под реальный спрос, под предпочтения конкретных групп покупателей, среди которых группа из стран бывшего СССР занимает видное место. И не только по платежеспособности, но и по интегрированности русскоязычных резидентов в общество и экономику. Это последнее - немаловажно, потому что, к примеру, британские и скандинавские резиденты в большинстве случаев живут наподобие «колоний» со своими школами, барами, церквями и обществами. Многие приезжают в Испанию 1-2 раза в год на каникулы, и, помимо покупки жилья как таковой, их вклад в экономику страны приема минимален.
Русское сообщество в Испании, напротив, является весьма привлекательным для многих секторов рынка, начиная с мебели и заканчивая досугом. С русскими предпринимателями охотно ведут дела и заводят родственные связи. И хотя реального организованного сообщества не существует, и каждый живет сам по себе, быть русским в Испании - это хорошее начало для любого разговора.
Eldorado или «заклятый берег»
По большинству официальных прогнозов, как министерства по жилью, так и независимых консалтинговых агентств, в 2010 году ожидается остановка падения цен на недвижимость в Испании и появится своеобразный эльдорадо для инвесторов. Натурально, «золотая жила».
Падение спроса за 2007- 2008 годы приблизило цены на жилье почти к его кадастровой стоимости, упорядочился вторичный рынок с его операциями бесконечной перепродажи, исчезло множество посредников и сократилось на 40% строительство. Логично, что в этих условиях на сегодняшний день почти весь рынок нового жилья представлен самими строительными компаниями, продвигающими свои проекты по оптимальной стоимости, со скидками порядка 20% для крупных инвесторов и специальными предложениями для покупателей (например, полная меблировка или розыгрыш автомобиля). Вложения в строительство коммерческой недвижимости стали также распространенным способом получения прибыли, стабильным и на долгий срок. Коммерческие центры, отели и тематические парки, вопреки падению покупательной способности, продолжают привлекать инвесторов.
Запрет на строительство менее чем в 50 метрах от береговой линии моря, вошедший в силу с 2008 года, поставил в тупик не одного предпринимателя. Поскольку за купленные участки никто денег не возвращает, нет другого выхода, как вместо строительства на этих землях организовывать альтернативные виды пляжного бизнеса. Так что, покупая домик у моря, не поленитесь измерить расстояние до воды.
Вторичная недвижимость, которая весьма популярна среди российских покупателей (фактор обжитости, проверенности), также переживает свою эпоху бросовых цен, сравнимых даже с ценами в странах Латинской Америки, традиционным направлением испанских инвестиций в силу дешевизны заокеанской недвижимости. С начала кризиса цены на вторичное жилье в Испании упали, в зависимости от региона, на 22-37%. В крупных населенных пунктах есть немало старинных частных зданий в запущенном состоянии, покупка которых предполагает неизбежный ремонт, но их историческое наследие неповторимо для любителей всего индивидуального. Такого рода вложение - на любителя редких вещей. После ремонта средний городской дом из двух-трех этажей пригоден для постоянного проживания с семьей или, как долгосрочная инвестиция, для аренды, поскольку расположение в центре привлекает многих офисных работников.
Если вам близок шум городской жизни, и вы не любитель садиться лишний раз за руль, хорошее решение - купить квартиру 1970-1990 гг. постройки в центре города. Насчет шума, это не пустая фраза, так как Испания – вторая по уровню шумности страна в мире после Японии. Поначалу шокирует, но позже вы даете себе отчет, что это позволяет вам тоже шуметь на свой лад, правда, только до полуночи.
Две сладких недели бессонного рая
В то время как на средиземноморском побережье продолжается уплотнение спроса, читаем – застройки, в центральной Испании простаивают великолепные каменные дома с фруктовыми садами и прекрасными видами, не говоря об обычных квартирах, отдаваемых за бесценок. Хотя, если хорошо взвесить, эти «некоммерческие» места – отличная инвестиция, потому что в 1-2 часах езды от дома окажется море, горнолыжные станции, леса, плантации или один-два крупных города для культурной программы. При этом качество жизни вдали от бурлящих пляжей и промышленных центров – несравнимо.
Понятно, что почти любой россиянин готов променять спокойствие провинциальной жизни на две недели жары, моря и еды вне расписания у кромки прибоя. Если вы из этого большинства, добро пожаловать в прибрежные апартаменты. Жилье, как правило, малогабаритное, 50-70 кв. м, с «американской» кухней, объединенной с салоном, предназначенное для каникул, но вполне приемлемое для постоянного проживания. По ценовым параметрам относится к дешевому, хотя его стоимость меняется в зависимости от места и качества здания. Однокомнатная квартира в Бенидорме стоит вдвое больше, чем на юге Мурсии и Альмерии. Делая ставку на пляжную жизнь, приготовьтесь к увлекательным каникулам, где нет дней и ночей, только июль и август, только шлепанцы и полотенце, и вид на море сопровождается саундтреком отдыхающих, которые имеют такое же право наслаждаться жизнью, как вы.
Еще один популярный вариант, особенно среди приезжих из Северной Европы, - это так называемые урбанизации – комплексы резиденций, иногда достигающие размеров небольшого городка, где часть обитателей живет лишь несколько месяцев в году. Это своего рода «дача», вторая резиденция для многих столичных жителей и иностранцев. Этот тип жилья сравнительно недорог (зависит от близости моря, качества и социального статуса жильцов). С началом кризиса вторая резиденция оказалась не по карману большому числу городских жителей из-за резкого подъема ипотеки в 2007-м, и сейчас банки располагают обширной базой этого жилья, которое готовы реализовать иногда с 50-процентной скидкой.
Сейчас, когда ставки по ипотеке упали вдвое по сравнению с 2008 годом, купить коттедж в урбанизации стало выгодной возможностью для молодежи завести свое первое независимое от родителей жилье. Кроме того, его преимущества – ограниченное число соседей, у многих резиденций есть коммунальный бассейн, и новизна построек (так как расцвет урбанизаций пришелся на последние 15 лет). Урбанизации – это своего рода спальные районы «де люкс», где есть все для проживания, но всегда чего-то не хватает для жизни.
Испания выправляется от «кризиса кирпича», как здесь называют падение цен на недвижимость. Все активнее звучат идеи среди операторов этого рынка о реновации самого подхода к строительству и усовершенствованию имеющегося жилья, о расширении рынка аренды. Вслед за туристическим бумом приходят обдуманные решения и инвестиции в эту страну, которая немногих оставляет равнодушными... И, несмотря на советы и предостережения, мы выбираем тот дом, глядя на который, снаружи или изнутри, на сердце теплеет, и желание в нем жить растапливает последние сомнения.
Использованы статистические данные консалтингового агентства Tinsa и сводки агентств недвижимости TP inmobiliaria, Look&Find, MT Euroformas
Автор: Василиса Лебедева