Недвижимость на островах и частные острова – редкость по сравнению с материковыми объектами. И это неудивительно. Несмотря на то, что в мире насчитывается более 500 тысяч островов, 98% из них являются необитаемыми. Кроме того, на многих участках суши действуют строгие ограничения на застройку. Лишь немногие имеют хорошую транспортную доступность и хотя бы минимальную инфраструктуру (электричество и канализацию).
Из этого следует еще одна закономерность. Жилье на островах традиционно стоит дороже, чем на материке. Например, виллы на Миконосе стоят обычно более €1 млн. Тогда как средняя цена такой недвижимости по Греции - €300 000.
На самых востребованных направлениях недвижимость дорожает стремительными темпами. Так происходит на Ибице, где только за 2015 год рост стоимости «элитки» достиг 10%. Обычно острова легче переживают финансовый кризис. Например, Балеары и Канары пострадали в Испании меньше всего от рецессии, начавшейся в 2008 году.
Правда и то, что многие любят отдыхать на островах и покупать там недвижимость. И популярность таких объектов растет с каждым годом. Как посчитали аналитики Knight Frank, интерес к островной недвижимости в 2014 году увеличился на 21% по сравнению с годом ранее. Лидировали по популярности Ибица, Барбадос и Бали. А по данным компании NetJets, за последние 10 лет число частных рейсов на острова подскочило на 69%!
Чаще всего для покупки второго дома покупатели рассматривают острова с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой. На Майорке и Ибице только за первые три месяца 2015 года интерес к недвижимости вырос на 31% и 11% соответственно. Востребована Сардиния и Карибские острова. В Азии набирают силу рынки Бали, Пхукета и Фиджи. Однако пока они остаются больше туристическими направлениями, а не лидерами по продажам элитного жилья.
Аналитики прогнозируют, что главным двигателем спроса на частные острова и островную недвижимость будет растущая потребность в приватности, спокойной частной жизни. При этом ключевым преимуществом островов станет транспортная доступность. Выиграют такие участки суши, которые находятся в двух-трех часах пути от главных аэропортов – из Лондона до Балеарских островов, из Нью-Йорка до Флориды, из Сингапура до Бали добираться очень удобно.
Эксперты по инвестициям предупреждают: вложения в острова могут стать не только надежной гаванью, но и риском. С одной стороны, имея в собственности такие объекты, вы получаете нерушимость приватности и хорошие перспективы для дальнейшего роста стоимости вашего актива. С другой, становитесь зависимыми от многих факторов: изменение климата, цены на нефть, местная экономика…
Многие думают, что частный остров – это безумно дорого. Это не так. Несмотря на редкость, цены на острова в некоторых частях света остаются доступными. Так, участок суши у западного побережья Шотландии можно купить за €410 000, а в некоторых частях Канады, Фиджи и Белиза - за значительно меньшую сумму. 65% всех частных островов стоят менее €450 000! Средняя квартира в Лондоне и то оценивается выше.
Распространенное заблуждение состоит и в том, что почти все острова принадлежат состоятельным частным лицам. На самом деле, большинством из них владеют правительства разных стран. И в том случае, если содержание острова обходится слишком дорого для бюджета государства, на нем обустраивают курортную зону для финансовых поступлений в казну, или продают частному владельцу. Так, например, поступают власти Британских Виргинских островов, которые строго следят за каждой продажей участка суши иностранцу, или правительство Греции, которое решило таким образом пополнить «кризисный» бюджет.
Среди частных владельцев немало знаменитостей. Не так давно, Криштиану Роналду подарил остров в Греции своему агенту, а Дмитрий Рыболовлев – греческий остров Скорпиос своей дочери. Неоторые из тех, кто может себе это позволить, покупают даже не отдельные острова, а целые архипелаги или полуострова. Например, Марк Цукерберг купил землю в Кауаи на Гавайях под застройку дома.
Большинство наверняка считают, что владельцы огромного состояния добираются до своих владений на частном самолете. Но это не так. Чаще всего они путешествуют обычными рейсами до ближайшего аэропорта, а затем плывут морем на яхте. Принято думать, что больше всего в такой собственности клиентов привлекают налоговые льготы. Но и это неправда. Менее 10% частных островов предоставляют такие преимущества резидентам.
Автор Ольга Петегирич
Фото Flickr