Вступление в Евросоюз практически не отразилось на уровне коррумпированности Болгарии, который считается самым высоким в ЕС. Доморощенные мафиози («mutri» на местном диалекте) контролируют строительные проекты еще на стадии их согласования в муниципалитетах. Сомнительные предприниматели, занимавшиеся контрабандой сигарет и алкоголя, переключились на инвестиции в недвижимость. В некоторых путеводителях по Софии есть примечание для туристов: избегайте ресторанов, которые посещают бизнесмены с четырьмя и более телохранителями.
В ходе прошлогодней политической компании был сожжен дом председателя муниципальной избирательной комиссии. Семь пуль унесли жизнь мэра курортного городка в центре Болгарии. От рук бандитов погиб председатель Городского совета курортного местечка Несебр. Согласно информации антикоррупционных ведомств, голоса избирателей продаются за сигарету с марихуаной или 100 левов ($69).
Распространению коррупции способствует в том числе и финансовая помощь Евросоюза, заявленный размер которой составляет 11 млрд евро. После того как «теневые бизнесмены» поняли, сколько денег ЕС стоит на кону, они перестали покупать политиков и начали сами заниматься политикой. Нецелевое освоение средств привело к тому, что ЕС был вынужден заморозить поступление в Болгарию $670 млн, запланированное на прошедшее лето.
По данным аналитической компании Enterprise Surveys, 75% болгарских деловых предприятий прибегают к услугам фирм по обеспечению безопасности – гораздо больше, чем другие страны-члены ЕС.
Корни организованной преступности государства уходят в развал СССР, произошедший в начале 1990-х гг. прошлого века. Тысячи тайных агентов и спортсменов оказались на улице. Во время эмбарго ООН на поставки вооружений в Сербию в середине 1990-х гг. они стали заниматься контрабандными поставками оружия и благодаря этому упрочили свои преступные связи. Некоторые спортсмены-борцы организовали частные службы безопасности, обеспечивающие защиту от рэкета. Другие стали проникать в государственные структуры, пишет The New York Times.