В этой статье мы расскажем историю венгерской «золушки», которая прошла путь от бараков до ультрасовременного района в центре Будапешта.
Послевоенный упадок
Как известно, Будапешт серьезно пострадал в ходе второй мировой войны: фасады зданий были посечены осколками, некоторые дома были утрачены безвозвратно.
Часть городского центра, наиболее разрушенная в ходе боев, была на скорую руку застроена бараками. В послевоенные годы в Будапешт на заработки приезжало большое количество рабочих из провинции. Для их расселения и создавались ряды дешевых и не очень опрятных зданий в 8-м и 9-м районах города (в Будапеште районы пронумерованы).
Более двадцати лет заняло восстановление и обновление фасадов городского центра. Работа венгерских архитекторов и реставраторов принесла свои плоды. Уже к середине 60-х центр Будапешта в основном был восстановлен. И город вернул себе звание одной из самых красивых столиц Европы. Барачные районы тоже не стояли на месте. Что-то пристраивалось, реставрировалось и здесь. Вот только качество и архитектурная ценность этих пристроек была невысокой. Сохранившиеся исторические здания соседствовали с уродливыми постройками.
Шли годы, Будапешт расцветал. Его центр наполнился туристами, магазинами, ресторанами. И трудно было поверить, что всего через улицу от сердца города лежат неухоженные и некрасивые темноватые кварталы.
Городские власти – как могли – старались облагородить «отстающие» районы. Выделяли средства на дороги, облицовку фасадов, починку крыш и водопровода. Но денег и материалов никогда не хватало. Ведь дефицит такого рода был не только в СССР.
Два района – две судьбы
В середине 80-х, с развитием частного предпринимательства, проникновением иностранного капитала и западного мышления, эти депрессивные районы стали интересовать иностранных подрядчиков. Местные власти были буквально завалены просьбами приобрести тот или иной участок и построить что-то на нем. 8-й и 9-й районы пошли разными путями.
В 9-м районе отдельные участки начали отчуждать и передавать под застройку. Надо заметить, земельный кадастр Будапешта по-немецки точен, ведь создавался он еще при Габсбургах.
Район делился на множество «лоскутков» собственности. В итоге участки, отчуждаемые под строительство, часто имели неудобную для строительства форму, что вело к бессистемной, негармоничной точечной застройке. Посмотришь на такой район, и вырвется: «Кто в лес, кто по дрова». Зато какое было раздолье для спекулянтов землей и мелких строительных фирм!
В 8-м районе не спешили. Было принято решение о комплексной программе по его реставрации и застройке. Но кто сделает такой крупный проект? Что делать со старыми зданиями? Где, наконец, взять громадные средства на комплексную застройку? Вопросы повисли в воздухе без ответов. Желающих строить отдельные дома было хоть отбавляй. Но никто не хотел заниматься всем рядом проблем и тем более не имел возможности финансировать проект такого масштаба.
Смелый проект
Как раз в это время Габор Футо – сын Петра Футо, одного из самых богатых венгерских предпринимателей – уезжает учиться в Гарвардский университет в США. Его интересует урбанистика, наука о городской жизни и архитектуре. В один из своих визитов в родной Будапешт Габор узнает о ситуации с 8-м районом. Он «привозит» эту проблему на кафедру Урбанистики в Гарвард.
Профессор Родольфо Макадо (Rodolfo Machado) и сокурсники Габора заинтересовались необычным районом из далекого Будапешта. Они организовали целый семинар, к которому привлекли коллег из других университетов, и тема разрослась до мультинационального проекта. Дизайнеры, проектировщики, социологи, специалисты по городскому хозяйству и, наконец, банкиры были вовлечены в захватывающий проект. Чуть позже к этой теме подключились местные политики и городские власти.
Профессионалы многих стран в совместной работе детально проработали комплексный план по «реабилитации» 8-го района Будапешта. Основными его пунктами стали следующие.
1. Скрупулезная ревизия всех зданий района. С целью отделить исторически ценные здания от того, что можно без сожаления рушить.
2. Расселение зданий, подлежащих сносу. А это судьбы десятков тысяч людей.
3. Согласование финансирования проекта на 15-17 лет и примерно 2 млрд евро.
4. Аккуратная очистка территории от зданий, подлежащих сносу.
5. Подготовка участков и начало строительства.
Титанический объем работы. Неудивительно, что этот проект назван самым крупным в Центральной Европе. Работы ведутся своеобразными ступенями, которые соответствуют появлению конкретных и цельных зданий.
Сейчас проект Corvin Promenade покрывает территорию 500 тыс. кв. м и состоит из 17 блоков зданий. Он насчитывает 2700 квартир, 130 тыс. кв. м офисных помещений, 65 тыс. кв. м торговых площадей.
Весь комплекс объединен общей дизайнерской концепцией. При этом каждый дом обладает своими характерными чертами и уникальным дизайном. Инфраструктура продумана и оптимизирована в рамках всего проекта, что удешевляет и делает более надежной дальнейшую эксплуатацию всего района. С точки зрения простого потребителя, трудно представить более эргономичное пространство в центре города.
Об инвестициях, иммиграции и недвижимости на канале Prian в Telegram
Подписаться
Условия цитирования материалов Prian.ru