Поиск по статьям

Как купить бизнес в Чехии и не "пролететь"

19 июня 2008 года
| Рубрики: Рынки и цены
Теги: Чехия

Объявления о продаже бизнеса в Чехии встречаются нередко. Еще чаще встречаются предложения купить действующий бизнес в Чехии с переуступкой аренды. Один вопрос закономерно встает перед каждым человеком, который хочет вести бизнес. Что легче и надежней: купить уже готовый бизнес или построить все самому?

Определимся в понятиях:

Изначально хотелось бы оговорить, что мы понимаем под бизнесом. Бизнес – это система, это предприятие, которое включает в себя комплекс материальных и нематериальных ценностей. К материальным ценностям, прежде всего, относятся:

  • оборудование,
  • запасы сырья и готовой продукции на складе,
  • другие вещи, которые имеют отношение к производственному циклу, и мы можем пощупать, посмотреть на них,
  • договора будущих поставок (мы можем оценить их прибыльность из стоимости, зафиксированной таким договором),
  • долговые обязательства (поскольку их размер определен в соответствующих документах) и т.д.

Эту часть бизнеса проще всего оценить, потому что стоимость вещей всегда очевидна, мы ее можем оценить, посчитать и получить их достоверную стоимость.

К нематериальным ценностям относятся:

  • интеллектуальная собственность (товарный знак, патенты на изобретения, технологии и т.д.),
  • клиентская база (по сути, информация о клиентах),
  • выстроенная система работы персонала (включая и сам персонал),
  • выстроенная система договоров с поставщиками товаров и услуг,
  • выстроенная система договоров с продавцами, дилерами и другими посредниками,
  • многое другое, что не только связывает материальные ценности с уже полученными прибылями (ведь не многие вещи, находящиеся даже у вас дома, способные приносить прибыль, приносят ее вам).


Почему бизнес продается

Наверное странно видеть, что работающий бизнес продается. Особенно если дело приносит прибыль. Естественно у любого здравомыслящего человека будет самым актуальным два вопроса: почему и где зарыта та собака, которую не видно на поверхности. Однако, стоит учесть, что есть множество причин для продажи готового и функционирующего бизнеса. И эти причины часто лежат не в области «избавиться от обузы».

Так все же, что двигает владельца бизнеса в Чехии продать его?

  • изменение семейной ситуации часто заставляют чехов продавать свой бизнес. Особенно это утверждение справедливо в отношении причин продажи ресторанов, магазинов, пансионов и отелей. Часто человек просто не может уделять достаточное внимание семье, поэтому в один прекрасный момент решает перестать быть предпринимателем и пойти на службу с фиксированным графиком.
  • желание начать новое дело, сменить профиль своей деятельности или инвестировать деньги в другую сферу, которая показалась продавцу более привлекательной или интересной.
  • переезд часто становится причиной продажи бизнеса. Чехия стала страной ЕС и только сейчас появляется волна предпринимателей, которые желают попробовать свои силы в странах Западной Европы. Для начала собственного дела там им требуются инвестиции, которые они намереваются получить за продажу своего бизнеса в Чехии.
  • усталость в связи с возрастом или многолетним предпринимательским стажем вынуждают продать свое дело, чтобы уйти на пенсию, заняться домом и садом, получая удовольствие от тихого и спокойного проживания где-нибудь в живописном месте. При этом такое решение принимается правильно. Ведь у человека с такими планами и мыслями уже не та острота реакции, не та хватка. Сегодняшнее развитие бизнеса в Чехии не позволяет вести дело и думать о покое. Требуется интенсивная работа головой в поисках приемов продвижения своих товаров и услуг в высоко-конкурентных сферах.


Это далеко не все причины. Нельзя забывать о продаже бизнеса в связи с его убыточностью и неспособностью продавца исправить положение. Равно как и нельзя забывать о том, что нередко встречаются владельцы бизнеса и фирмы, которые зарабатывают именно на том, чтобы поставить бизнес с нуля до состояния полностью функционирующего предприятия и продать. Это похоже на то, когда люди покупают землю, возводят дома и продают их.
Почему же стоит приобрести готовый бизнес?

Прежде всего необходимо отметить главные преимущества приобретения работающего бизнеса:

  • нет необходимости создавать бизнес с нуля, так как до вас уже поставили оборудование, мебель, подписали необходимые договора, провели переговоры с поставщиками и т.п. То есть проделали всю подготовительную работу;
  • нет необходимости завоевывать положение на рынке, т.к. первые шаги готовый бизнес уже сделал, сформировал торговую марку и репутацию, занял нишу. Вам остается поддерживать и развивать заложенную базу;
  • вы приобретаете и клиентскую базу, что позволяет вам уже с первого дня получать отдачу от бизнеса, так как сформирован круг потребителей. Особенно ярко в этом могут убедиться и владельцы отелей, и небольших заводов, складов и т.д. Создавая бизнес с нуля, вам необходимо будет сначала сформировать клиентскую базу. На это вы можете потратить несколько месяцев, которые должны будете заложить в смете расходов на создание бизнеса;
  • до вас уже пройдены сложные этапы формирования команды, то есть уже подобран персонал, он готов к работе и обучен. При смене собственника, как правило, персонал с радостью останется работать на своих местах, так как положение в Чешской Республики с хорошими рабочими местами не самое лучшее.


Покупая готовый бизнес, покупатель всегда платит не только за материалы и оборудование, но и дополнительно за опыт, знания и навыки предыдущего владельца, за репутацию бизнеса, которой он смог достигнуть, за положение предприятия на рынке. Это престиж, деловая репутация, контакты, клиенты и кадры бизнеса, как его активы, которые могут быть оценены, или иными словами, стоимость бизнеса сверх его балансовых активов. Такие нематериальные активы не имеют самостоятельной рыночной стоимости и играет роль лишь при покупке бизнеса с целью его продолжения.
Как не пролететь?

Перед принятием решения о покупке готового бизнеса всегда стоит один и тот же вопрос перед покупателем: купить – не купить? Что ж – решение это не простое, и требует взвешенного подхода. Перед тем, как ответить на этот вопрос, посоветуем только продумать и учесть следующие моменты:

  • Покупайте бизнес только когда имеете четкое представление, что и зачем вы покупаете!
  • Готовы ли вы привлечь посредников, которые помогут произвести оценку работающего бизнеса, проверить правовую сторону сделки? Если нет, то обладаете ли Вы достаточными знаниями и умениями, чтобы провести такую оценку самостоятельно?
  • Какова оценочная прибыльность покупаемого бизнеса? Сможете ли вы контролировать ее поступление или оборот?


Бесспорно, остается множество нюансов, которые вы всегда сможете решить, обратившись к специалистам. Тем более сомнения покупателя еще больше терзают, когда предлагается купить бизнес на арендованных площадях. Почему-то это вызывает сомнения. Однако банальный предварительный расчет, который мы приведем ниже, покажет, что часто бизнес на арендованных площадях более выгоден, чем в собственном помещений.

Просчитаем вариант покупки отеля средней вместительности (до 15 номеров) в Праге. Возьмем центр города, где здание, которое можно будет переделать под отель стоит более 4 млн евро. К стоимости дома необходимо еще прибавить стоимость реконструкции под отель, получение разрешительных документов, время, потраченное на подбор персонала. Итого, чтобы построить свой отель в центре Праги вам потребуется 5 – 6 млн евро.

Готовый отель в самом центре Праги (например, такой) стоит 730 тыс. евро. Арендная плата за дом составляет 16 тыс. евро в месяц. Таким образом, путем несложных математических расчетов получает, что один номер мы продаем за три тысячи крон за сутки (это с учетом всех налогов и выплат агентам). Всего у нас 11 номеров. Итого потенциал отеля – это выручка 41 250 евро ежемесячно. Для придания реализма будем считать, что мы заполнили наш отель до среднестатистических показателей для четырехзвездочных отелей в Праге – 65%. Итого наша выручка составит 26 800 евро. Затраты на отель в Праге такого размера не превысят 6250 евро  (на персонал, закупки, коммунальные платежи). Мы помним, что аренда у нас – это 16 250 евро. То есть остается более 4 тыс. евро ежемесячно при 65% загрузки отеля. А теперь добавим оборот и прибыли от ежемесячно арендуемого магазина в размере 3 750 евро и ресторана, которые могут достигать 8 340 евро в месяц. Таким образом, ежемесячно собственник может получать до 16 400 евро месяц, что в год составит почти 197 тыс. евро. Путем несложных операций видим, что инвестиция на покупку готового отеля без недвижимости в Праге окупится за 4 года.

Теперь добавим условие, что мы купили этот же отель с недвижимостью почти за 5 млн евро. В таком случае отпадает необходимость платить ежемесячную арендную плату за дом в размере 16 250 евро ежемесячно. То есть в месяц собственник получит до 32 670 евро. И теперь видим, что вложенная инвестиция вернется нам примерно за 13-15 лет. А если мы взяли ипотеку на приобретение дома и выплачивали банку ежемесячно приблизительно по 23–25 тыс. евро?.. Уже не так привлекательно, как описано выше, не правда ли?

Поэтому прежде всего необходимо посчитать, проконсультироваться по данным вопросам и выбрать единственно правильную стратегию.

Но и даже такие расчеты не спасут вас от неправильного решения. Покупатель бизнеса в Чехии (да и везде) должен быть готовым к бизнесу, который он покупает. Или готовым платить управляющим компаниям, или быть готовым к пролету.
 

агентство ABCrealty

Условия цитирования материалов Prian.ru

Статьи
Наши за рубежом: жизнь русскоязычных иммигрантов в Чехии

Текст-гигант обо всём, что важно знать, если вы собираетесь жить в Чехии, а говорите по-русски. Читать

Российский след: на каких рынках недвижимости может сказаться падение рубля

Где изменятся цены на недвижимость, если спрос из России и Украины снизится Читать

Содержание недвижимости в Чехии

Прежде чем купить недвижимость в Чехии, необходимо прицениться к будущим расходам. Какие налоги ждут собственников? Сколько будут стоить коммунальные услуги, и как их оплачивать из-за границы? На каких условиях можно будет сдать квартиру в аренду? И когда можно будет продать объект без оплаты подоходного налога? Вся важная информация – в этом материале. Читать

Цены на недвижимость в Чехии: последние тенденции

Как изменились цены на квартиры в Праге? Сколько в среднем стоит "вторичка" и новостройки? На какие типы объектов и регионы стоит обратить внимание покупателям с бюджетом до €100 000? И что ожидает страну после 1 октября 2018 года? Газета «Пражский экспресс» специально для портала Prian.ru подготовила материал об актуальных тенденциях на рынке недвижимости Чехии. Читать

Дорогая столица: сколько надо денег для комфортной жизни в Европе

Аналитики банка UBS опубликовали полезный отчет для тех, кто планирует сменить страну проживания. Прежде чем переехать, нелишним будет прицениться, сколько денег понадобится семье на новом месте. Рассказываем о расходах на аренду, продукты, товары и услуги в европейских столицах. И приводим примеры жилья, которое там продается. Читать