Два французских депутата, Аннаиг Ле Мёр (из Центристского альянса президента Макрона) и Иньяки Эчанис (Социалистическая партия), рекомендовали сделать контроль арендной платы постоянным элементом национальной жилищной политики.
Предложение состоит в том, чтобы распространить эту меру за пределы 72 муниципалитетов, где она в настоящее время проходит апробацию до ноября 2026 года. В случае принятия, любой местный орган власти в так называемых «напряжённых зонах» (zones tendues), где спрос на арендное жильё высок, получит право вводить ограничения на арендную плату, как и соседние с ними муниципалитеты. Заявленная цель состоит в том, чтобы «сопровождать рост арендной платы» и не допускать её чрезмерного увеличения.
Сторонники расширения этой меры указывают на успешные результаты текущего эксперимента. По словам Эчаниса, все муниципалитеты удовлетворены и видят конкретные результаты ограничений. Кроме того, Управление городского планирования Парижа (APUR) утверждает, что благодаря этой мере средняя арендная плата в столице в период с июля 2023 года по июнь 2024 года была на 8,2% ниже, чем могла бы быть без контроля. Важным аргументом в докладе является утверждение, что ограничения арендной платы не являются причиной сокращения предложения арендного жилья, поскольку эта тенденция наблюдается и в городах, не применяющих контроль.
Несмотря на внешне успешные краткосрочные результаты, критики указывают на серьезные экономические недостатки аргументов в пользу контроля. Во-первых, утверждается, что корреляция не является причинно-следственной связью: падение или стабильность арендной платы может быть объяснено более общими макроэкономическими факторами, такими как замедление роста, повышение стоимости заимствований или снижение спроса со стороны арендаторов, а не исключительно самим ограничением.
Во-вторых, полностью игнорируется эффект предложения. Когда доход от аренды искусственно ограничивается, у арендодателей становится меньше стимулов или возможностей реинвестировать в поддержание жилья, что ведет к ухудшению качества жилого фонда. Кроме того, ограничения отпугивают арендодателей от сдачи жилья, снижают оборот и вынуждают владельцев продавать или оставлять недвижимость пустой, поскольку аренда становится нерентабельной. В результате, в то время как существующие арендаторы с «правильным профилем» выигрывают, новички и аутсайдеры (студенты, семьи с низким доходом) сталкиваются с растущей конкуренцией за меньшее количество квартир, что искажает рынок и фактически ухудшает общую доступность жилья.
Многие французские комментаторы рассматривают эти предложения как идеологический театр, а не как прагматичное экономическое решение. В интернете реакция варьировалась от сравнения этой политики с «новым законом 1948 года» (заморозка арендной платы после Второй мировой войны, которая нанесла долгосрочный ущерб сектору) до обозначения ее как «еще одного шага к коммунизму».
Критики также указывают на противоречие между установлением потолка арендной платы и сохранением высокого налога на недвижимость, который уже ущемляет интересы арендодателей. Несмотря на то, что инициатива преподносится как «двухпартийная», общие политические настроения во Франции, особенно в левом крыле, склоняются к жёсткому регулированию сектора аренды жилья.
Источник: Spanish Property Insight
Photo by Emeric Deroubaix on Unsplash