Популярные слоганы, которые используют агенты, пытаясь продать во время кризиса свои объекты недвижимости («подойдет любителю делать все своими руками», «эффективное использование пространства», «удивительный потенциал»…) сделали их предметом насмешек.
Однако агенты по продаже недвижимости – со своей уникальной спецификой продаж – стоически переносят это очень нелегкое время. В сентябре каждым из них продавалось в среднем менее одного объекта недвижимости в неделю, что, по утверждению Королевского института сертифицированных оценщиков «RICS», является худшим показателем с 1978 года.
Трудные времена
Компания Halifax Estate Agents объявила о намерении закрыть 53 филиала до конца 2008 года. Кроме того, согласно прогнозам Исследовательского центра экономики и бизнеса (Centre for Economics and Business Research), 15 тысяч агентов по недвижимости потеряют работу до этого же срока.
«Агенты очень чутко отслеживают текущее положение на рынке и делают то, что сделало бы любое другое предприятие в подобной ситуации», – считает Крис Вуд, президент Национальной Ассоциации агентов недвижимости Великобритании. –Они урезают расходы как только возможно. Одни вынуждены сокращать персонал, другие нанимают совместителей. Те, кто хочет выжить, должны принять правила игры».
По его словам, агентам не приходится более ожидать высоких комиссионных отчислений помимо своей основной зарплаты, поскольку отрасль не может больше так работать. По мнению Криса Вуда, «когда на рынке происходит бум, то многие агенты с удовольствием работают на комиссионные отчисления, однако при падении спроса многим из них приходится рассчитывать исключительно на минимальный оклад. Агентствам приходится урезать заработную плату сотрудникам и вкладывать гораздо больше собственных средств в развитие бизнеса. Конечно, это тяжело. Но что поделать?»
Агент по недвижимости Лесли Годер, работающая на независимую компанию PMIS, расположенную в Солихалле в графстве Уэст-Мидлендс, согласна с тем, что наступили трудные времена. «Нас только трое в компании, и нам пришлось урезать многие расходы», – говорит она. – Мы признали необходимость сократить расходы на рекламу, даже несмотря на то, что мы на нее очень рассчитываем. Владелец компании использует последние сбережения, чтобы поддерживать нас на плаву, а мне сейчас платят только половину зарплаты. Иногда мы совсем не получаем недельное жалование, потому что нам надо оплачивать аренду. Мы даже перешли на более дешевый чай и кофе, чем обычно, потому что ситуация действительно очень сложная. Сейчас я согласилась бы даже выставлять товары на полках в супермаркете «Теско», чтобы заработать еще немного наличных».
Некоторые агентства отвечают ударом на удар. Например, одна маклерская контора из юго-западного Лондона заявила, что отменяет комиссионные по любым сделкам до конца этого года. Другие подписываются под дарвиновскими принципами выживания, чтобы пережить падение.
Экономия на всем
«Мы выжили до настоящего момента потому, что продолжаем перестраиваться и вдобавок удлинили рабочий день», – считает Кевин Эллит, управляющий директор компании Oystons Estate Agents, расположенной в Блэкпуле. – Мы не хотим начинать снижать ставки комиссионных, но знаем, что надо понимать, как привлечь клиентов на рынок. Я знаю двух человек, которые сменили свои машины на более дешевые. Я сам сократил себе жалование наполовину. Один из двух человек в моем офисе также добровольно согласился на сокращение зарплаты. Другого выхода нет».
Персонал его компании был сокращен на 50%, однако ни одного из отделений фирмы закрывать не пришлось. В то же время двадцать его конкурентов были вынуждены свернуть свою деятельность.
По словам Бена Брандта, представителя портала TheRatAndMouse.com, занимающегося недвижимостью в Лондоне, это своего рода отделение зерен от плевел и те агенты, которые выдержат ближайшие два года, станут экспертами в своем деле.
Независимые агенты выставляют сейчас специальные предложения, пытаясь уменьшить затраты покупателей путем получения скидки на тот объект недвижимости, который они хотят приобрести. Однако этого недостаточно. Только уважаемые компании и квалифицированные агенты, предлагающие большой спектр услуг, могут надеяться на выживание, считает Крис Вуд, говоря: «Тем компаниям, у которых из-за агентов по недвижимости плохая репутация, будет сложно пережить кризис. Для некоторых агентов наступил момент истины – проходимцев вышвыривают прочь».
Автор: Dhruti Shah (BBC News)
Перевод: Алексей Константинов