О том, как реализуется план, что из задуманного получается, а что нет, рассказала на своей лекции в рамках цикла «Современный город» исполнительный директор Нью-Йоркского института урбанистики Олимпия Каци.
Департамент городского планирования появился в Нью-Йорке в 1927 г. Ему понадобился 31 год, чтобы создать генеральный план города. Но по выходе в свет этот документ подвергся острой критике и фактически остался не востребованным, поскольку практических решений для дальнейшего развития Нью-Йорка в нем не содержалось. Следующий генплан был разработан только в 2007 г.; в него вошли 127 градостроительных проектов. Этот документ, по мнению Олимпии Каци, больше отвечает насущным потребностям. Так, два года назад население Нью-Йорка составляло 8 млн 250 тыс., а в ближайшее время должно увеличиться еще на 1 млн человек. Чтобы разместить такое количество людей, в городе нужно многое изменить. Например, следует задействовать пока не освоенные территории, такие как побережье Манхэттена. Под строительство домов можно отвести и реорганизованные «коричневые зоны» — городское пространство, занятое ныне промышленными предприятиями. Все это учтено в нынешнем плане.
Мегапроекты, как правило, оценивают во многие миллионы, если не миллиарды долларов; их строительство осуществляют на деньги частных инвесторов. Но в кризисное время ситуация меняется, и в подобных проектах начинает участвовать государство. Олимпия Каци считает такой расклад весьма благоприятным. Ведь если раньше характер застройки определяли в основном девелоперы, то теперь городские планировщики получают возможность внести в проект свои коррективы, учитывая потребности мегаполиса и его жителей.
Одним из мегапроектов Нью-Йорка является строительство Всемирного торгового центра в Даунтауне. После событий 11 сентября 2001 г. было много споров о том, что должно появиться на месте обрушенных башен. Поначалу застройщик не прислушивался к общественному мнению и не собирался обсуждать с жителями Нью-Йорка свои планы. Такая ситуация вызвала негативную реакцию у американцев, поскольку это место стало символом всеобщей скорби. Тогда был устроен открытый конкурс проектов, в котором победил архитектор Даниэль Либескинд. Он предложил возвести комплекс зданий, в центре которого будет находиться башня Свободы высотой 1776 футов (примерно 541 м). Эта цифра выбрана неспроста — она совпадает с датой объявления независимости Америки. Жилья в башне Свободы не будет, 70 этажей здания займут офисы, два этажа отведут под рестораны, а на 73 м уровне разместится обзорная площадка. Вторым знаковым объектом Всемирного торгового комплекса станет мемориал жертвам теракта в виде парка с двумя бассейнами, устроенными в фундаментах разрушенных небоскребов. На парапетах мемориальных бассейнов будут начертаны имена 3000 погибших 11 сентября 2001 года.
Находить свободные площадки для новых зданий в Нью-Йорке все труднее. В этой связи планирование становится ключевым фактором развития города. И принципы, на которых оно основывается, должны, по мнению Олимпии Каци, идти в ногу со временем. В 1920-х гг. французский архитектор Ле Корбюзье сформулировал правила застройки города с населением в несколько миллионов человек. Он полагал, что новые здания должны появляться на достаточном удалении друг от друга, занимая при этом всего лишь 5 % территории. Остальные 95 % следует отводить под магистрали, парки, пешеходные зоны и т. д. Увы, эта теория перестала быть актуальной, потому что сейчас городская среда уже сформирована. Ее можно лишь более эффективно использовать. Например, во внеурочное время детские сады можно отвести под игровые площадки, а парковки — под пешеходные зоны.
Кроме того, новое строительство нужно вести деликатно, учитывая сложившиеся сообщества городских жителей. Нарушение их границ может привести к социальным проблемам. Показательным примером в этом смысле стала идея расширения Колумбийского университета в Гарлеме. Проект вызвал протест со стороны местных афроамериканцев, посчитавших его посягательством на их субкультуру. Многие обитатели Гарлема проживают в зоне будущего строительства, поэтому им придется сменить адреса, продав свои дома государству. Обещания, что здесь в скором времени появится 6000 рабочих мест, служат для них слабым утешением. Конечно, учебному заведению необходимо развиваться, чтобы конкурировать с другими вузами мира. Сейчас на одного студента Колумбийского университета приходится в два раза меньше места, чем на учащихся в Принстоне и Гарварде. Да и почтенным нобелевским лауреатам приходится читать лекции в старых помещениях, нуждающихся в реконструкции. Но местные жители опасаются стать чужаками в своем районе, который могут постепенно заселить более состоятельные люди. Уже сегодня таунхаусы, в которые вселялись чернокожие мигранты в 1990-х гг., многократно возросли в цене. Покупка собственного жилья стала недоступной для большинства семей афроамериканцев, и они вынуждены селиться в муниципальных домах или вообще уезжать из Гарлема.
Еще одной проблемной сферой жизни города является транспорт. Подмечено, что по сравнению с другими городами Америки в Нью-Йорке гораздо меньше жителей имеет личный автомобиль. И неудивительно: в мегаполисе неширокие улицы, мест для парковки не хватает, а гаражи довольно дороги. Тем не менее город наводнен автотранспортом. Олимпия Каци рассказала, что в плане «Нью-Йорк 2030» поставлена цель сократить углеродные выбросы на 30 %, в том числе и за счет уменьшения количества машин. Для этого, в частности, было решено сделать платным въезд в город. Эта идея не нова, впервые к ней пришли в Сингапуре, три года назад эту систему ввели в Лондоне, в прошлом году в Милане. В Нью-Йорке она была внедрена лишь на Манхэттене, где живут состоятельные люди, для которых цена въезда в 9 долл. незначительна. Для остальных горожан сумма оказалась довольно высокой. Поэтому, чтобы не покупать билет, они стали парковать автомобили в прилегающих районах, что создало дополнительные сложности. Система, названная «экопасс», оказалась не совсем продуманной. Все больше жителей Нью-Йорка стали сопротивляться идее платного въезда, и в результате от него пришлось отказаться.
Олимпия Каци полагает, что решение транспортной проблемы во многом зависит от самих горожан: «Нужно спросить себя: что можем сделать мы, чтобы освободить город от транспорта. Использовать вместо персонального автомобиля велосипед? Так почему бы и нет? Я считаю, что задача урбанистов состоит в том, чтобы донести эту мысль до общества, создать новое представление о чистом современном городе с меньшим числом машин». Кстати, скоро по всему Нью-Йорку проложат велосипедные дорожки. Станут ли они эффективным средством борьбы с пробками, покажет время.
Окружающую среду загрязняют и промышленные предприятия, которые во множестве сосредоточены в Бронксе — самом бедном районе Нью-Йорка. «Говорят, что за воздух никто не платит, но местные жители платят за него своим здоровьем. Они на 50% чаще других горожан страдают астмой», — подчеркнула Каци. По ее мнению, при планировке города особенно важно учитывать распределение производства. Еще недавно в Бронксе было запланировано появление новых предприятий. Но специально созданный комитет по защите прав жителей района сумел остановить деятельность по расширению территорий, занимаемых промышленными объектами.
«Вместе с тем наиболее негативное влияние на экологию города оказывают отнюдь не машины и заводы, а строительство», — заметила Олимпия Каци. Поэтому, начиная реализацию очередного проекта, необходимо думать об используемых материалах, способах их доставки, уничтожении отходов строительства. Нужно учитывать и то, как здание будет жить, обслуживать себя и умирать. Помня о том, что глобальное потепление остается главной угрозой для нашей планеты, архитекторы должны создавать так называемые зеленые постройки, сберегающие энергию и сокращающие выброс парниковых газов.
Помимо прочего план развития Нью-Йорка предусматривает оздоровление городской среды. В течение ближайших 20 лет будет посажено около 1 млн деревьев. Предполагается создание множества скверов, которые будут располагаться в десяти минутах ходьбы от каждого дома. Возможно, на некоторых городских крышах появятся… газоны. И хотя гулять ньюйоркцам по ним не придется, воздух должен стать немного чище. Но и это не все. На месте неиспользуемых железнодорожных путей, протянувшихся из Даунтауна до 12-й улицы, вскоре будет открыт парк, подобный тому, что появился в Париже на заброшенном железнодорожном виадуке Бастилия.
Подводя итог вышесказанному, Олимпия Каци еще раз подчеркнула, что не все прописанные в плане предложения работают, многие из них приходится дорабатывать и корректировать. И это нормальный процесс, ведь планировать будущее нелегко, но необходимо.
Автор: Наталья Титова
Журнал "Недвижимость и Цены"