ПРИНЦИП "LAISSER PASSER, LAISSER FAIRE" ("ЖИВИ САМ И ДАВАЙ ЖИТЬ ДРУГИМ") ДЕЙСТВУЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЭКОНОМИКЕ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ДАВНО. И СТОЛЬ УСПЕШНО, ЧТО В 2005 Г. ФРАНЦИЯ ЗАНЯЛА, ПО ДАННЫМ ФРАНЦУЗСКОГО АГЕНТСТВА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ВТОРОЕ МЕСТО В МИРЕ ПО ОБЪЕМУ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ВЛОЖЕНИЙ. КАК ВЕСТИ БИЗНЕС ВО ФРАНЦИИ И В КАКИХ СФЕРАХ РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА УСПЕХ, РАССКАЗЫВАЕТ АЛЕКСАНДР КОЛОСОВСКИЙ, АДВОКАТ ПАРИЖСКОЙ КОЛЛЕГИИ, СОУЧРЕДИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ФРАНКО-РОССИЙСКИХ АДВОКАТОВ И ЮРИСТОВ И ГЛАВА ПАРИЖСКОГО ОФИСА ФИРМЫ INTERNATIONAL LEGAL COUNSELS.
Выбор юридических форм ведения бизнеса во Франции шире, чем в России, но самые распространенные - общество с ограниченной ответственностью (SARL) и акционерное общество (SA) закрытого или открытого типа - совпадают. SARL наиболее востребована, поэтому правила ее регистрации с 2004 г. упростили: для ее открытия теперь требуется символический уставный капитал в размере 1 евро. Но, конечно, вам посоветуют положить хотя бы 500 или 1000 евро на счет, чтобы покрыть первые расходы. Форма SA сложнее, и требования к ней выше: уставный капитал не менее 37 тыс. евро, половина вносится при регистрации, а половина в течение первого отчетного финансового года. Естественно, средства, внесенные в качестве уставного фонда, могут потом использоваться в качестве оборотных.
По результатам работы за год подается отчетность; сокращение уставного фонда по результатам работы за отчетный финансовый год более чем на 50% может повлечь за собой принудительную ликвидацию со стороны торгового суда. Но до этого доходит крайне редко.
Во Франции нет никаких ограничений для иностранных инвесторов, кроме требования лицензии на работу в некоторых немногочисленных сферах, таких как, например, юридическая и медицинская деятельность, образование и некоторых других. Если речь идет о передаче технологий в чувствительных сферах государственной экономики, также нужны дополнительные разрешения, декларации или лицензии. Считается, что Франция - бюрократическая страна; на самом же деле здесь очень мало препятствий для бизнеса. А в отношении инвестиций действует принцип: иностранцу можно все, если он соблюдает правила.
Самый простой вариант, к которому часто прибегают россияне, - открыть свое представительство. Для этого не нужна регистрация юридического лица, только свидетельство о регистрации компании в России (или в другой стране) и юридический адрес во Франции. Через представительство налаживаются контакты и изучается рынок, а сделки заключаются с российским (или другим зарубежным) офисом. Представительство и открывшая его компания не подлежат налогообложению при отсутствии коммерческой деятельности на территории Франции. Но надо быть внимательным в определении того, что расценивается как коммерческая деятельность, осуществляемая на территории Франции.
На практике такие вопросы должны, безусловно, оговариваться со специалистом-адвокатом.
Чтобы создать самостоятельное предприятие, нужно либо найти местного управляющего, содиректора, имеющего право на работу во Франции или одной из стран Евросоюза, не имеющего наложенного судом ограничения на подобную деятельность и не находившегося или не находящегося в состоянии профессионального банкротства, либо стать управляющим самому. В последнем случае требуется карта коммерсанта - carte de commercant - удостоверение предпринимателя, которое выдается либо само по себе (через посольство Франции в России), либо вместе с видом на жительство. Если заявка подается через посольство, то предварительно необходимо найти юридический адрес во Франции, сформировать устав компании, желательно составить учредительный договор; затем назначить директора (принять решение о назначении) и получить письменное согласие банка на открытие счета.
Естественно, французской администрацией приветствуется обращение в посольство. Так проще получить полные сведения о фирме; это вопрос элементарной надежности, доверия. В посольстве посмотрят на человека "вживую", запросят информацию об операциях, которые его компания вела и ведет в России. Безусловно, накопить денег и открыть бизнес во Франции может любой человек, даже и не имеющий своей фирмы в России.
Если нужен также вид на жительство, то вся процедура происходит во Франции: этим занимаются Министерство внутренних дел и префектура, а разрешение на осуществление коммерческой деятельности выдает Торгово-промышленная палата. Она оценивает реальность бизнес-плана и решает, насколько оправданно ваше присутствие в выбранном секторе. Как правило, если вы не претендуете на рабочее место француза, то ни психологических, ни административных препятствий нет. Тем более если за бизнес-планом стоит создание рабочих мест для французов.
Если все делается во Франции, нужно подготовить пакет документов и подать их через доверенное лицо или приехав лично по простой визе. Для подачи документов на получение карты коммерсанта с видом на жительство необходим, помимо ряда других условий, заграничный паспорт и виза с отметкой "long sejour" (действительна до 3 месяцев).
Можно, наконец, купить долю или предприятие целиком. Если есть средства, то для инвестора удобнее приобрести предприятие с существующей кредитной историей и репутацией. Перемена владения влечет за собой меньше административных сложностей. Но может возникнуть проблема с оплатой - в частности, с переводами средств из банков стран, оцениваемых во Франции как страны повышенного риска в отношении легальности происхождения средств. К примеру, при перечислении крупных сумм из офшорных банков желательно получить мнение специалиста по налоговым вопросам во Франции.
Вы изучили рынок и определились с нишей. Дальше нужно найти юридический адрес, составить договор аренды, выбрать банк, найти правильного бухгалтера и аудитора. Если у вас нет партнера на месте или консультанта, на первых порах придется сложно. Базовая информация предоставляется в ТПП бесплатно (номера телефонов налоговой инспекции, бухгалтеров, адвокатов, адреса 7-8 основных французских банков, формуляры и бланки). Некоторая информация платная (например, пакет типовых документов, правда, на французском языке), но плата вполне разумна.
Дополнительные услуги придется оплачивать. В этом случае лучше обратиться в адвокатскую фирму, где, в отличие от ТПП, вам предложат индивидуализировать подготовку устава и протоколов решений учредителей, помогут в переговорах при открытии банковского счета и нахождении юридического адреса, составят учредительный договор (он необязателен, но рекомендуется) и окажут ряд других услуг, вплоть до подготовки контрактов с коммерческими партнерами и регулярного юридического сопровождения бизнеса.
Государственных и общественных структур, работающих с российскими предпринимателями, во Франции несколько: торговое представительство РФ, государственное агентство Ubifrance, центральная и региональные ТПП. В частности, в ТПП Парижа есть отдел по связям с Россией и СНГ и существует программа установления связей с российскими региональными ТПП. Можно также обратиться в региональные советы, которые принимают некоторые местные законы, ведают местным бюджетом и занимаются привлечением иностранных инвестиций. Их деятельность стала в последнее время очень активна.
Российских бизнесменов во Франции немало и, как правило, они не афишируют свое присутствие. Из моей практики: успеха добивались предприятия, которые занимались экспортом или производством вин и коньяков, компьютерными программами, недвижимостью, туризмом, транспортными услугами, финансовым и юридическим консалтингом для иностранцев, желающих вести бизнес в России и СНГ. В области туризма существует огромный потенциал. Очень рентабельным может быть ресторанный бизнес: русских ресторанов во Франции почти нет, а между тем за несколько лет работы вложения в этой сфере могут принести отличную прибыль. Большой интерес проявляется к винному бизнесу, учитывая кризисное состояние отрасли во Франции. Правда, интересуются ею также и англичане, американцы, голландцы; если слишком долго обдумывать, можно опоздать. Вообще, виноделие - одна из самых чувствительных сфер, и есть риск, что при прочих равных условиях иностранному инвестору в некоторых ситуациях могут предпочесть отечественного.
Ниши существуют везде. Классические - строительство, торговля недвижимостью, супермаркеты, консалтинговые услуги, помощь французским компаниям в поиске аутсорсинговых компаний в России, маркетинговые услуги, HR, разработка ПО и создание интернет-магазинов, индустрия красоты. Или в неожиданных сферах: торговля антиквариатом, картинами и скульптурой, любой тип магазинов. Даже простому деревенскому парикмахеру или булочнику может быть интересно найти русского инвестора.
Некоторые российские компании успешно реализуют на рынке Франции и других стран ЕС компьютерные программы (антивирусные программы, компьютерные игры, другие сложные разработки в области Интернета и новых технологий), пищевые продукты, предметы искусства и т.д.
Если были неудачи, то чаще всего из-за непродуманных действий (не были предварительно урегулированы отношения с партнером в рамках учредительного договора, не была проведена вовремя аудиторская проверка или подана финансовая или корпоративная отчетная документация, не соблюдались базовые правила проводки и приема платежей, не велась или не соблюдались требования финансовой отчетности, не были зарегистрированы права в случае работы с объектами интеллектуальной или индустриальной собственности, позволившие конкурентам беспрепятственно скопировать определенный продукт или разработку) либо из-за собственной недобросовестности - когда деятельность была связана не с производством, а с построением сомнительных финансовых схем. Тогда дело доходило и до ликвидации.
Специфические французские трудности могут быть также связаны с той областью, в которой инвестор планирует работать. К сложным относится, например, строительный рынок, особенно в сегменте жилого строительства.
Чтобы преуспеть во Франции, нужны прежде всего информация и квалифицированный и качественный совет профессионалов в своей области. Мне часто приходится сталкиваться с предубеждениями о Франции и французском рынке. Самое откровенное и необоснованное предубеждение - что во Франции не любят русских. Просто во Франции смотрят на иностранцев как на гостей: с уважением, но и требовательно. Один из наших клиентов недавно в первый раз побывал в Париже и совершенно непроизвольно заметил, что во Франции русскому человеку многое близко и понятно. Считать, что здесь плохо относятся к русским, - большая ошибка. Я бы сказал, это совершенно наоборот.
"Приведенная информация не является юридической консультацией. Авторы приведенной информации не несут в этой связи профессиональной ответственности. Только индивидуальная консультация конкретному клиенту может быть расценена как юридическая консультация".
Материал предоставлен Александром Колосовским, главой "International Legal Counsels"