Сегодня город процветает. Туристы стекаются с круизных судов, чтобы заполнить площади Лиссабона и исследовать столицу на тук-туках. Исторические здания реставрируют. Новые бары и рестораны кипят жизнью. Но, несмотря на то, что Португалия, наконец, выходит из кризиса, такое восстановление для местных жителей обернулось не так благоприятно, как для приезжих, сообщает NY Times.
Португалия стала образцом экономического восстановления Европы. Безработица сократилась вдвое. Экспорт процветает. Иностранные инвесторы заполонили Лиссабон. В стране покупателям недвижимость на сумму более €500 000 выдают «золотую визу», позволяющую жить в Португалии.
Тем не менее, средняя зарплата здесь по-прежнему составляет примерно €850. Либерализация рынка, в сочетании с огромным притоком иностранных денег, за три года подняла цены на недвижимость в Лиссабоне на 50%. А 4,5 миллиона ежегодных посетителей превышают население города более чем в восемь раз. Многие опасаются, что столица потеряет свое очарование, если традиционная жизнь отсюда будет вытеснена.
Местные жители борются за выселение из домов, в которых они жили десятилетиями и которые теперь стремительно дорожают из-за наплыва иностранных покупателей. Хотя местные предприниматели, делающие упор на туристический бизнес, напоминают, что еще несколько лет назад никто из португальцев не желал ничего делать для восстановления старых районов.
По данным последней переписи населения 2011 года, когда Португалия получила помощь, во внутреннем городе насчитывалось 552 700 жителей и 322 865 единиц жилья, из которых 50 289 оставались вакантными. Год спустя вступил в силу новый закон об аренде, который либерализовал рынок недвижимости.
С одной стороны, город быстро обновляют. С другой – местные собственники стремительно поднимают арендные ставки и выселяют местных, чтобы сдавать недвижимость по более высокой цене туристам. Многим приходится перестраивать свой бизнес, ориентируя его на приезжих, чтобы окупать аренду.