Влияет ли это на уровень продаж – пока сложно судить, но эксперты утверждают, что подобный ход может принести свои плоды и привлечет бережливых покупателей, заботящихся об экономии электроэнергии. Строитель Кевин Эньярт из города Ли-Спрингс, штат Миссури, сообщает, что за последние шесть месяцев ему уже удалось подписать контракты на возведение двух домов для покупателей, особенно заинтересованных в энергосбережении. Эти клиенты в числе прочего попросили его установить усиленную теплоизоляцию и плотно закрывающиеся окна. Но все же строительство таких домов – скорее исключение, чем правило, и на данный момент американский рынок жилья находится в столь плачевном состоянии, что г-ну Эньярту пришлось уменьшить количество ежегодно возводимых им домов с 40 до 20.
«Раньше я достаточно скептично относился к заботе об окружающей среде, но теперь я поменял свою позицию», – говорит Кевин Эньярт.
Оптимизм на рынке «зеленых» домов
Изменение отношения строителей и покупателей жилья к так называемым зеленым домам, возведение которых, как правило, требует использования экологически чистых материалов и средств энергосбережения, скорее всего, повлияет на их стоимость. Во время жилищного бума и непомерно высоких цен на недвижимость «зеленые дома» было достаточно тяжело продать, так как строители требовали за них больше денег. Но теперь, когда цены на жилье упали, экологически чистые дома стали пользоваться большей популярностью, поскольку размер взимаемой строителями премии уменьшился, а число людей, заинтересованных в сокращении расходов на электроэнергию, возросло.
Эффективность расходования электричества стала одним из приоритетов потребителей, ведь счета за электроэнергию на многих рынках увеличились более чем вдвое. Национальная Ассоциация Жилищных Строителей США (NAHB) в прошлом году проводила опрос, целью которого было установить, какие факторы являются ключевыми для потребителей при выборе жилья. По его результатам эффективность энергопотребления заняла вторую строчку, уступив только качеству жилплощади. Для сравнения: пять лет назад данный опрос и не предполагал рассмотрения подобного пункта.
Дебби Свонк, 37-летняя специалист по финансовому планированию говорит, что проблема энергосбережения сыграла «ключевую роль» когда они с мужем в декабре 2007 года решили приобрести техасский дом, который компания-застройщик позиционировала как «экономичный». Двухэтажный дом стоимостью $379 тыс. оснащен специальной крышей, отражающей солнечные лучи и охлаждающей системой со сдвоенным термореле, которая регулирует температуру таким образом, что на каждый этаж поступает только необходимое количество охлажденного воздуха. В итоге семье удалось снизить ежемесячные расходы на электроэнергию с $400 до $192, и это при том, что их новый дом на 55 квадратных метров больше предыдущего.
Смещение приоритетов строителей в сторону оптимизации энергопотребления было наглядно проиллюстрировано прошедшей в январе выставкой достижений строительной индустрии International Builders Show. Если на предыдущем мероприятии экологически чистые материалы были представлены штучными экземплярами бамбуковых полов, а также ковровыми покрытиями из переработанных материалов, то на нынешней выставке им была выделена целая секция.
Кто купит эко-дом?
Но состояние рынков жилой недвижимости столь удручающее, что продажи «энергосберегающих» домов вряд ли сильно изменят общую картину, говорят эксперты. Помощник вице президента NAHB Карлос Мартин заявляет, что наряду с сообщениями о банкротстве обыкновенных строительных компаний он получал сообщения и о разорении «зеленых» строителей.
В США сейчас так сложно получить кредит, что порой девелоперы не могут позволить себе потратить лишние 2% от стоимости здания на его оборудование в соответствии с экологическими стандартами. По словам Кевина Эньярта, для того чтобы построить «зеленый дом» – уже после получения кредита – ему необходимо потратить дополнительно около $3,5 тыс.
Однако даже те результаты, которые уже были достигнуты, выглядят весьма ободряюще, говорят строители. По сообщениям девелопера Pulte Homes Inc., продажи домов спроектированных так, чтобы счета за потребление энергии проживающих в них людей не превышали $100, «идут крайне хорошо». Эти дома, построенные в Лас-Вегасе – одни из многих сотен возведенных по всей Америке в рамках программы «Соревнование Строителей» (Builders Challenge), которую год назад анонсировало Министерство энергетики США. Эта программа подразумевает строительство 220 тысяч «зеленых домов» к 2012 году.
В этом месяце в Далласе строительная корпорация Centex Corp. запустила программу под названием Centex Energy Advantage. В соответствии с ней все новые дома, возведенные компанией, будут оборудованы «мониторами энергопотребления» которые позволят жильцам регулировать интенсивность работы котлов центрального отопления и в целом осуществлять эффективный контроль расхода электроэнергии. Строительная компания KB Home заявила о том, что начиная с первого января все ее новые дома, будут строиться в соответствии со строгими нормами программы Energy Star, введенной Управлением по охране окружающей среды США. Представители компании заявляют, что подобный ход должен увеличить конкурентоспособность их объектов недвижимости по отношению к уже построенным домам, в которых не установлены различные средства энергосбережения. «Все, что помогает сохранить деньги покупателя, играет для нас большую роль», – говорит Джеффри Метцгер, исполнительный директор KB Home.
Десятки девелоперов уже стали участниками программ нацеленных на энергосбережение. К примеру, производитель строительных материалов Masco Corp. сообщает, что около 50 крупных строительных компаний подписались под программой ориентированной на оптимизацию потребления электроэнергии – Environments for Living Certified Green, спонсором которой является корпорация. Для сравнения: два года назад лишь десять компаний были ее участниками.
Некоторые строительные фирмы также начинают заниматься переоборудованием уже построенных домов с целью уменьшения их энергопотребления. Девон Хартман, строитель из Калифорнии говорит, что ему недавно пришлось воспользоваться инфракрасной камерой, для того чтобы помочь состоятельному домовладельцу из Лос-Анджелеса обнаружить многочисленные места утечки воздуха из его 650-метрового поместья. Теперь г-н Хартман занимается переоборудованием дома, после которого количество потребляемой владельцем поместья электроэнергии должно снизиться вдвое.
Будущее «зеленых» стройматериалов
От изменения отношения строителей и покупателей к экологически чистому жилью процветают и компании продающие энергосберегающие изделия. По словам Тома Хантингтона, вице-президента канзасской фирмы Johnson Controls Inc., за последние месяцы объем продаж оборудования оптимизирующего работу паровых котлов увеличился в десятки раз. Даже те компании, чьи продажи снизились в связи с кризисом, отмечают, что увеличение спроса на энергосберегающие товары смягчило это падение. Лос-анджелесская фирма PlastPro Inc заявляет, что уровень продаж энергосберегающих дверей – специально спроектированных таким образом, что они помогают удерживать тепло или охлаждать воздух в два раза эффективнее более привычных аналогов – упал по сравнению с прошлым годом на 15%. При этом не стоит забывать, что количество строящихся в стране домов, рассчитанных на одну семью, снизилось гораздо сильнее – на 40%.
Достаточно плохо обстоят дела и у производителя пиломатериалов Georgia-Pacific LLC. Однако официальные представители компании заявляют, что продажи их новых балок XJ 85 – специально спроектированных так, чтобы они содержали на 40–50% меньше древесины и при этом позволяли проложить прямо по балкам трубопровод от кондиционера – набирают обороты. Продукт был выпущен на рынок всего три месяца назад, но уже сейчас компания продает 18 750 метров балок в неделю – этого достаточно, чтобы заполнить четыре грузовика. «Вы не видите этих балок, но именно то, что вы не можете увидеть, и играет самую большую роль в экологическом строительстве», – говорит президент компании Майкл Рэвинкель.
Автор: Jim Carlton (Wall Street Journal)
Перевод: Николай Стрельников