СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Приоритеты россиян изменились за последний год и даже за полгода. И приоритетным направлением стало сохранение своих сбережений, вторым – покупка недвижимости как места долгосрочного отдыха семьи. Все остальное отошло на второй план. В частности, приобретение жилья как «второго дома», для извлечения прибыли, переезда на ПМЖ и т. д.
По статистике нашей компании, в прошлом году лидерами по числу сделок являлись Болгария, Кипр, Египет, Финляндия, Испания, ОАЭ. В 2009 году это Италия, Франция, Кипр, Финляндия, Германия, Греция. То есть на первое место вышли страны, где законодательно и финансово абсолютно гарантированная сделка. Также на рынок выходят такие страны, которые раньше не пользовались популярностью. В частности Швеция, Мексика, Австрия, Хорватия.
Для российских покупателей «рисковые» страны распределяются по нескольким группам. По религиозным мотивам – ОАЭ, Тунис, Египет, Турция, Марокко; по экономической нестабильности – Чили, Панама, Коста-Рика; по возможности природных катаклизмов – Таиланд, Доминикана, Греция; по рискам, связанным с долевым строительством, – Болгария, Испания; по политической нестабильности – Турция, Эстония, Израиль, Греция; по правам собственности – ОАЭ, Швейцария, Таиланд.
Самое главное для покупателя – понимать мотив приобретения. Любое обдуманное приобретение недвижимости за рубежом является надежной инвестицией. Инвестор самостоятельно выбирает место, отвечающее его требованиям: стабильность в стране с гарантиями или риски в странах с высокой доходностью. Также россияне выбирают страны с возможностью ипотеки. С кризисом список таких стран уменьшился.
Какие риски принимает на себя покупатель? Это незнакомое законодательство, иностранный язык. Не во всех странах права покупателя недостроенных объектов защищаются государством. Добавляют сложностей визовый режим, открытие банковского счета и адаптация в чужой стране (легализация, получение работы и т. д.).
Продавец также принимает на себя определенные риски. Существующие сейчас «горячие пирожки» – растиражированные СМИ суперскидки – работают против риэлторов. Ситуация несколько другая, поскольку недвижимость по бросовым ценам российскому покупателю не интересна. Состояние объекта, как правило, плохое. Поэтому потом приходится долго объяснять покупателю, что можно получить за такие деньги.
В последнее время и покупатель становится более грамотным, а конкуренция – серьезной. Клиент приходит подготовленный благодаря интернету, хотя зачастую это усложняет работу риэлтору, так как приходится объяснять ему, что не все, опубликованное в интернете соответствует действительности.
Единственный возможный способ вести сейчас работу – создавать определенный конгломерат продавца с покупателем. То есть предоставлять эксклюзивные условия, повышать качество обслуживания, вести постпродажное обслуживание, осуществлять помощь с иммиграцией, образованием для детей, вплоть до помощи клиенту в покупке автомобиля. Если вчера об этом речи не шло, то сейчас это приоритетно. Также невозможно выжить без соблюдения профессиональной этики.
К слову, москвичи, покупающие зарубежную недвижимость у петербургских компаний, говорят, что с клиентами в Москве так не работают. Там работа ведется жестче, на других условиях.