Asset Management Expo – крупнейшая японская выставка недвижимости, проходящая раз в год в Токио. По масштабам она примерно в два раза больше самой крупной выставки в России, но общая обстановка похожа на привычную нам. Всего около 120 компаний, большинство риелторы и застройщики, в основном японские. Примерно треть участников – компании гиганты. Позволить себе стенд на выставке могут немногие. Цены для экспонентов намного, я бы даже сказал, непостижимо выше российских.
***
Это не выставка объектов по всему миру – на большинстве стендов представлено «японское для японцев». В Японии проходит – кажется, весной и не в Токио – мероприятие, специализирующееся именно на зарубежной недвижимости, но оно не вызывает такого интереса. Дело в том, что японцы предпочитают инвестировать в первую очередь собственно в Японию. Реже – в азиатские страны, Новую Зеландию, Австралию, США.
***
Европейские направления здесь не слишком известны. Видимо, основная причина – язык. Японцы, занимающиеся инвестициями, знают английский, и с особым почтением относятся ко всему американскому – музыке, кино, еде… Испанский, французский, немецкий для них загадка.
Так получилось, что среди всех участников, Европу на выставке представляли только мы. Потенциальный интерес японцев вообще недооценён европейцами. Думаю, риелторы, приезжавшие сюда, совершали ошибку, пытаясь заинтересовать элитным, люксовым жильём. А японцы не будут покупать квартиру в Европе для себя. Им интересна только доходная недвижимость. Поэтому большинство компаний не имеют никаких шансов на этом рынке.
***
На нашем стенде стояло 6 столов, и за каждым велось непрерывное общение. Постоянная карусель, посетители сидели и ждали, как в кабинете врача. Средний разговор длился 20-25 минут. Потом желающие записывались на семинар и заполняли анкеты. Причем делали это абсолютно без проблем, очень охотно. Совсем не так, как в России, где свои контакты оставляют крайне неохотно.
***
Японцы ценят стабильность. Похоже, у некоторых из них Германия ассоциируется с этим словом. И когда эти люди видели на стенде немецкий флаг, то обращали особое внимание. Сразу подходили с восклицаниями «дойцка, дойцка». Безопасность инвестиций имеет для них магическое значение.
Что напрягало некоторых собеседников – истерия вокруг беженцев. Но японцы готовы выслушивать разумные аргументы и реагировать на них позитивно. В конце концов, успех или неуспех инвестиции зависит от работы управляющей компании, которая в частности должна следить и за этническим составом жильцов в конкретном доме.
***
Хотя, как я уже сказал, обстановка на японской выставке в общем похожа на выставки в России, различия есть. Очень впечатляет доброжелательная атмосфера, каждого клиента обхаживают и буквально облизывают. Я даже задался вопросом, насколько такое участие искренне. Как сказали наши партнёры: «Мы ведём себя совершенно естественно, так как чувствуем».
***
Заработная плата в стране высокая, а депозиты уже много лет не дают никакого дохода. Поэтому люди за десятилетия привыкли инвестировать. И подавляющее большинство пришедших на выставку, не случайные посетители, а потенциальные клиенты. Удивительно, но около трети всех пришедших на выставку – молодежь до 30 лет. Иногда даже казалось, что приходят школьники старших классов. Но это тоже в менталитете японцев. Если у тебя появились первые деньги, их надо куда-то вложить.
На выставке сразу видно: у большинства пришедших серьёзные намерения, они пришли за информацией и готовы начать сотрудничество не через десять лет, а максимум в среднесрочной перспективе. И уровень компетенции, понимания рынка у японцев очень высок. Например, их не надо убеждать в важности такого показателя, как численность или плотность населения. Они знают это на примере большого Токио. Поэтому преимущества Северного Рейна-Вестфалии для них понятны.
15 февраля Михаил Храпкин и эксперты BMG Invest GmbH выступят на вебинаре «5 рецептов инвестиционного успеха в центре Европы». Всё, что важно знать о покупке и содержании квартиры в Германии. Регистрируйтесь бесплатно здесь.
Дисциплинированность японцев поражает. Мы проводили семинары в бизнес-центре, я пришел минут за 15 до начала, партнёры угостили кофе… Слышу рядом, в зале, где должно проходить выступление, тихие разговоры. Общаются два-три человека. Я был, признаться, разочарован, надеялся на больший интерес. Когда зашел в зал, он был полон… В любой другой стране такая толпа создавала бы неимоверный шум.
На семинарах они сидят, как школьники, слушают, записывают, нет никого с отвлеченным взглядом. Закончилось выступление, все по очереди поднимают руки, задают вопросы. И снова - сдают заполненные анкеты.
***
Двое из каждых трех наших собеседников интересовались покупкой квартир, около четверти – доходными домами. Ну и где-то каждый десятый представлял глобального инвестора с практически неограниченным бюджетом. Хотя сумма в 50-60 тысяч евро и для рядового посетителя выставки – ерунда. Ведь что-что, а цены на недвижимость в Японии абсолютно астрономические. Наши партнеры показали нам типичный район Токио, далеко не самый дорогой. Обычная улица с оживленным движением, не новые и не лучшие кварталы - от 10 000 евро за кв. метр.
Известно, что в Японии всё очень тесное. Например, номер в нашей гостинице – 4.5 звезды – был неприлично маленьким. Квартиры здесь тоже скромные. Возможно, поэтому японцам психологически приятно приобретать за границей большие квартиры – в три и больше комнат. Самые бюджетные предложения их не интересуют.
***
Также японские клиенты практически не интересуются кредитом. Если, скажем россияне, за последние годы оценили низкие процентные ставки и 80% наших российских клиентов спрашивают о кредите, то в Японии все наоборот – интересующихся не больше 20%. У них низкие ставки так давно, что немекцие2-2.5% мало кого впечатляют.
***
И несколько впечатлений, не имеющих отношения непосредственно к выставке. В Токио поражает невероятная чистота, притом что в городе практически нет урн. Невероятно свежая еда на любой вкус: в городе 67 тысяч (!) ресторанов и в большинстве случаев пища не обрабатывается термически и подаётся свежей. Третье – маски на улице носят не те, кто боится заразиться, а те, кто боится кого-то заразить… Ну а из негативного: цены на продовольствие и одежду в среднем на 30-70% выше немецких.