Юридические аспекты покупки
Приобретение объектов кипрской недвижимости иностранными гражданами регулируется статьей 109 кипрского Статутного законодательства (Statute Law), а также международными соглашениями и документами, ратифицированными Республикой Кипр.
Иностранные граждане имеют право приобрести на Кипре дом, квартиру (апартаменты), земельный участок под строительство или неосвоенный земельный участок размером до 2 донумов (1 донум = 1338 кв.м.). В некоторых случаях разрешается приобретение 3 донумов земли. При этом покупатель приобретает безусловное право собственности, надежно защищенное кипрским и международным законодательством.
Приобретение иностранцами недвижимости на Кипре осуществимо с разрешения Совета Министров. Тем не менее, такое разрешение может получить любой платежеспособный покупатель.
Процедура подписания договора купли-продажи
После того, как выбран объект недвижимости и внесен резервационный взнос, продавец подготавливает все документы для подписания договора купли-продажи, что занимает 1-2 дня. Процедура подписания проходит обязательно в присутствии адвоката, который должен проверить, что продавец является настоящим владельцем данного объекта недвижимости, его правомочность продажи объекта, отсутствие обременений, долгов по объекту и т.п., то есть обеспечить то, что у нас называется «юридическая чистота сделки».
Стоит отметить, что подписать договор можно как на Кипре, так и в Москве, где есть представительства кипрских юридических компаний.
Непосредственно в договоре стоит обратить внимание на то, что покупаемый Вами объект недвижимости должен быть четко идентифицирован, т.е. на плане района должен быть указан приобретаемый Вами участок земли, квартира на плане этажа, парковочное место и другие объекты, которые Вы приобретаете по данному договору. Далее должен быть четко установлен порядок оплаты, заранее оговоренный с компанией-застройщиком. И, наконец, стоит обратить внимание на возможность и порядок перепродажи объекта, а также уплачиваемый при этом взнос на переуступку прав собственности.
Договор подписывается в двух экземплярах, после подписания оплачивается 20 – 30% стоимости объектов, и именно после этого договор считается заключенным.
Следующим этапом сделки является подача документов на получение предварительного разрешения Комитетам Министров (the Council of Ministers Permit) на проведение сделки для чего необходимо подать следующие документы:
Сам договор, после его подписания отправляется в Земельный Комитет (District Land Office) в срок не позднее 2 месяцев со дня его подписания, для так называемой «наклейки марок» - процедуры, направленной на защиту прав покупателя до момента получения Титула собственности, представляющую собой внесение в реестр собственности и запрет перепродажи, сдачи в аренду, залога объекта третьему лицу. Обязательным условием данной процедуры является уплата к этому моменту налогов, ставки и порядок начисления которых указаны ниже.
С момента регистрации договора покупатель может подавать документы на получение ипотечного кредита, а также вида на жительство.
После оплаты полной стоимости договора, происходит получение окончательного разрешения Кабинета Министров на приобретение недвижимости, а также выдается документ о переводе права собственности на покупателя.
Для получения Титула собственности требуется заявление, подаваемое в Региональную Земельную палату, присутствие обеих сторон договора, наличие квитанции об оплате регистрационного сбора, а также следующие документы:
Процедура оформление титула собственности достаточно длительна и занимает иной раз не один год, однако это не является препятствием к пользованию и владению Вашей недвижимостью.
Налогообложение при покупке объекта недвижимости.
При покупке недвижимости уплачиваются следующие обязательные налоги: Гербовый Сбор и Налог на регистрацию собственности на имя покупателя.
Гербовый сбор.
Выплачивается при подписании контракта, для легализации приобретения недвижимости в Департаменте внутренних налогов (Inland Revenue Department), и составляет:
Налог на регистрацию собственности на имя покупателя.
При переводе права свободного владения недвижимостью на имя покупателя Земельный Департамент взимает регистрационную выплату, размер которой зависит от рыночной стоимости приобретенной недвижимости и вычисляется следующим образом:
Стоимость до 50.000 CYP (€ 85 430*) | 3% |
Стоимость от 50.001до 100.000 CYP (€ 85 431 – 170 860) | 5% |
Стоимость от 100.001 CYP и выше ( > € 170 861) | 8% |
* стоимость объектов переведена в евро по официальному фиксированному курсу перехода на 01.01.2008 - € 1 = 0,585274 CYP
На недвижимость, оформленную на два лица, данный налог начисляется на 50% стоимости на каждого человека, что дает существенные преимущества для недвижимости, стоимость которой превышает 50 000 CYP.
Отдельно стоит отметить, что как Гербовый Сбор, так и Налог на регистрацию собственности на имя покупателя на Кипре начисляются кумулятивно, что легко осветить на следующем примере: вы приобретаете объект стоимостью 150 000 CYP (€ 256 300), тогда сумма Гербового Сбора равна:
100 000 * 0,15% + 50 000 * 0,20% = 150 + 100 = 250 CYP ( примерно € 430);
а Налог на регистрацию собственности на имя покупателя:
50 000 * 3% + 50 000 * 5% + 50 000 * 8% = 1 500 + 2 500 + 4 000 = 8 000 CYP (примерно € 13 670).
Данная схема удобна тем, что снижает абсолютное денежное выражение налоговых выплат по сравнению с начислением от стоимости объекта.
Герасимова Маргарита, директор по маркетингу компании BuyRentCyprus