Список документов, требуемых для кратковременного (на период туристической поездки) передвижения на автомобиле в других странах, регламентируют Женевская конвенция 1949 года и Венская конвенция 1968 года. В зависимости от действующего соглашения россиянину за границей понадобятся:
На первый взгляд, разделение простое и понятное. Но в отдельных странах Европы есть свои нюансы, и, как мы уже отмечали, МВУ у вас всё равно могут потребовать. На это есть две причины. Во-первых, некоторые государства предъявляют повышенные требования к российским водителям. Во-вторых, чтобы «подогнать» внутригосударственные законы под международный акт, требуется ратификация документа, которую прошли не все страны.
Список европейских стран, где для вождения достаточно НВУ (желательно дополнительно сделать перевод прав) | |||
---|---|---|---|
Австрия Албания Беларусь Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Венгрия Германия Греция |
Дания Италия Латвия Литва Люксембург Македония Молдавия Монако Нидерланды |
Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Турция |
Украина Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция Эстония |
Список внушительный, однако вдобавок к нему Консульский департамент МИД РФ перечисляет следующие страны, где вполне могут потребовать МВУ.
Женевское соглашение подписали всего девять европейских стран | ||
---|---|---|
Андорра
Великобритания Ватикан |
Испания Ирландия Исландия |
Кипр Лихтенштейн Мальта |
В этих странах используется МВУ в связке с национальным удостоверением. Есть страны, где международные права требуют реже (к примеру, Испания, Великобритания). Но это не значит, что без них можно обойтись. Так, при оформлении страховки или аренде авто с большой долей вероятности МВУ потребуют.
После переезда в другую страну использовать российское НВУ можно ограниченный промежуток времени, после чего следует заменить права на местные.
Продолжительность действия НВУ | Список стран |
---|---|
3 месяца | Беларусь, Норвегия, Чехия, Греция |
6 месяцев | Австрия, Бельгия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Польша, Турция, Германия |
12 месяцев | Болгария, Венгрия, Великобритания, Италия, Ирландия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Грузия |
«Точка отсчёта» – получение документа о ВНЖ или ПМЖ. В странах – членах ЕС выдают водительское удостоверение единого образца. Хотя полная замена на новые ВУ планируется лишь к 2033 году. Но если вы собираетесь переехать из одной страны Евросоюза в другую, то полученные ранее права менять не придётся. По истечении срока действия европейские водительские права меняют автоматически, без сдачи экзаменов.
В каждой стране есть свои нюансы (об этом – далее). Общая схема такова.
Если вы решили переехать в одну из стран ЕС из России, срок и особенности обмена ВУ будут зависеть от конкретного государства. Также рассмотрим страны, которые в Евросоюз не входят, но нередко интересуют россиян как места для переезда.
Страна | Особенности | Стоимость |
---|---|---|
Беларусь |
При наличии ВНЖ местные права будут действовать до момента окончания разрешения. При этом национальные права остаются у иностранца на руках. Если есть ПМЖ, «родные» права иностранец должен заменить на местные, сдав вместе с необходимым пакетом документов в отделение ГАИ по месту регистрации. Срок действия нового ВУ в таком случае – десять лет. |
Стоимость всех госпошлин (за компьютерные услуги, непосредственно права, сдачу экзаменов) придётся заплатить около €37. Обучение в автошколе предполагает определённое количество часов и обходится в €250–300 + расходы на бензин. |
Болгария | Условия разнятся в зависимости от имеющегося статуса. Если иностранец получает ВНЖ на срок не более года – менять национальные права на болгарские не нужно. Если речь идёт о ПМЖ или долгосрочном виде на жительство сроком до пяти лет, сменить удостоверение на местное всё же придётся. В противном случае – штраф, временное лишение водительских прав и изъятие авто. Сдавать придётся и теорию, и практику, а также проходить курсы первой медицинской помощи. Обязательный документ для получения прав – аттестат о среднем образовании, переведённый на болгарский язык и заверенный местным РУО. К тому же, если российские права старого образца, потребуется их перевод (если нового – не нужно). |
Курс в местной автошколе стоит от €350. Бензин и пошлина за сдачу экзаменов включены в цену. Пересдача теоретического экзамена – €30. Пересдача практического вместе с дополнительным катанием – €80. |
Норвегия | Чтобы поменять НВУ на норвежское, необходимо сдать два экзамена: теорию и практику. Интересно, что японцев и швейцарцев данные требования не касаются – им права меняют автоматом. ВУ в Норвегии не меняют каждые десять лет, а выдают до достижения 75-летнего возраста. Из ежегодного числа желающих получают права только 80%, экзамены пересдают в среднем по два-три раза. Подать заявление на получение местных прав можно минимум через полгода обладания ВНЖ в стране. |
Процедура получения громоздкая, длительная и дорогая – в сумме около €3000. Теоретический экзамен стоит €300, но если его сдают с первого раза, то плата не взимается. После в течение трёх лет надо сдать вождение, которое включает несколько блоков (самый дорогой этап). Практический экзамен стоит €350 вместе с арендой авто. |
Польша | При получении ВНЖ или гражданства особенности смены прав варьируются в зависимости от того, откуда вы приехали. Гражданину страны, подписавшей Венскую конвенцию, НВУ потребуется менять через полгода. Если вы получали права на территории ЕС, то менять их на новые нужно только после окончания срока действия прежних. Минимально заявитель должен пройти по 30 часов теории и практики. После сдачи теоретического экзамена нужно не позднее чем через полгода сдать вождение. |
Стоимость полного обучения – €250–500 в зависимости от конкретного города, престижности школы, а также комплекта материалов, которые входят в пакет. За теоретический экзамен надо заплатить €7, за практический – €35, дополнительная пошлина за выдачу прав – €25. Медицинская справка – €50. |
Франция | Для получения национального удостоверения требуется сдать экзамены (теория и вождение). Далее в префектуру по месту регистрации следует подать необходимые документы, и в течение месяца вам выдадут НВУ. Срок действия – пять лет. Чтобы ездить первый год по российским правам, нужно перевести их на французский язык и заверить. Благодаря договору между РФ и Францией россияне могут обменять ВУ на национальное без сдачи экзаменов. Для этого нужно подать заявку в префектуру по месту проживания в строго установленный срок: не раньше 6 и не позже 12 месяцев легального нахождения в стране. Новое удостоверение выдают в течение двух месяцев. Остальным иностранцам, приехавшим не из стран ЕС, придётся сдавать экзамен. |
Процедура занимает много времени и в итоге выливается примерно в €1500-2000. Сдавать необходимо и теорию, и практику. За запись в автошколу вы заплатите €80–100, теоретический курс обойдётся в €150–250. После сдачи теории в течение трёх лет нужно сдать практику. Каждый урок вождения – около €50 (минимум 28 уроков) + €100 за экзамен. Пересдача – не редкость, за неё также придётся заплатить €300–400. |
Грузия | Здесь положение смягчается договорённостью между Грузией и Россией о двойном гражданстве. Потому грузинское водительское удостоверение действует и на территории России. А чтобы спокойно ездить по Грузии, получив ВНЖ, усилий требуется на одну-две недели. Для сдачи теории и практики не потребуется проходить обязательное обучение (хотя лучше взять несколько уроков теории и практики, чтобы узнать особенности местного законодательства и правил). Сдавать можно сразу после уплаты пошлины. Пересдавать теорию можно через неделю, практику – при желании в тот же день. Сдавать экзамен можно не только на грузинском, но и на русском, армянском, английском, турецком и азербайджанском языках. |
Суммарная стоимость получения ВУ – около €150–180. Пошлина за сдачу экзамена - €18. Нотариально заверенная копия паспорта и медицинская справка обойдутся в €25, один урок вождения – €6-7. |
Греция | Заменить российские права на местные без экзаменов удастся только грекам-репатриантам. Остальным придётся сдавать теорию и вождение. Предварительно придётся сходить на приём к окулисту. Далее купить диск с теоретической базой и сдать экзамен на компьютере (можно на русском языке). Учтите, что множество вопросов разнятся с российскими (к примеру, большой блок посвящён устройству автомобиля). Брать уроки по вождению необязательно, но лучше несколько уроков пройти, чтобы знать особенности езды по местности. |
Стоимость теоретического экзамена – €100. Сдача практики обойдётся примерно в €300, если вы уже опытный водитель, и €600 – если новичок. |
Германия | Если вы докажете, что останетесь в Германии не больше чем на год, национальное водительское удостоверение менять не придётся: первые полгода можно ездить по российскому, а потом продлить. Если же вы приехали надолго, с российскими правами придётся расстаться – взамен после сдачи теории и практики выдадут немецкие. |
Стоимость доступа к онлайн-программе для самостоятельных тренировок – €20–50. Регистрация и прохождение теоретического экзамена – €40. Час вождения с инструктором - €20–40. Финальная сумма – €750–1000. Российское ВУ забирают; если хотите оставить его себе – потребуется ещё €100 и уважительная причина. |
Турция | Для получения национального удостоверения пересдавать экзамены не надо. Но всё равно придётся пройти длительную процедуру. Ездить по российскому ВУ можно только месяц, по международному – шесть месяцев. Чтобы заменить права на турецкие, следует обратиться в местное отделение полиции с предварительно собранным и подписанным пакетом документов. Далее следует много правительственных процедур с пересылкой и переводом ваших документов, сдаётся дактилоскопия. Занимает весь процесс два – семь месяцев. |
Общая стоимость пошлин и сбора документов – €90–100. |
Австрия | Для замены НВУ на австрийское придётся сдавать экзамен только по вождению. Вначале следует прийти в транспортную службу города, в котором вы находитесь, получить и подготовить список документов. Далее вы сдаёте российские права и ждёте ответа ведомства (ожидание занимает до трёх месяцев) о том, что можете сдавать вождение и приходить за австрийскими правами. | Практический экзамен сдают только в автошколе. Стоимость одной попытки – €150. Чтобы знать особенности поведения на дороге, а также моменты, которые будут акцентировать на экзамене, лучше взять несколько уроков вождения (€50–60 каждый). За право сдавать экзамен от автошколы потребуется заплатить ещё €20–30. За выпуск ВУ придётся отдать €120, за справку от врача – €30. |
Португалия | Тестирование не предусмотрено – перед тем как закончится легальная возможность ездить по российским правам, нужно собрать соответствующие документы и сдать через консульство в МВД. Через полгода получите португальские права. | Собрать и отправить пакет документов самостоятельно вместе с уплатой пошлины обойдётся в районе €70-80, через специализированную фирму – €100. |
Литва | Всеми государственными вопросами, которые связаны с вождением, занимается компания Regitra. Туда нужно подать медицинскую справку, свидетельства о прохождении курса первой медицинской помощи, теоретического и практического экзаменов. Обучаться в автошколе необязательно – можно сразу записаться на экзамены. Есть вариант конвертировать права, но в таком случае придётся сдать российское ВУ взамен национального. |
Прохождение курсов медицинской помощи обойдётся в €50, сдача теории – €10 (можно на русском). Экзамен по вождению стоит €30. Если хотите взять дополнительные практические уроки, цена одного около €20. За получение ВУ госпошлина – €15. Также придётся перевести российские права на литовский язык для проверки подлинности. Стоит это €7–10. |
Латвия | Для получения местного ВУ потребуется сдать теорию и вождение. Вместо ГАИ вопросами сдачи на права занимается CSDD. Кстати, на велосипед также придётся получать права. Обучение теории – пять недель, практика занимает 20 часов. Также нужно окончить курсы медицинской помощи. После прохождения медкомиссии можно получить временные права (если вы хотите продолжать ездить на авто) и после этого идти на теоретическое и практическое обучение. |
Стоимость обучения – €70, учебные материалы – €30. За медкомиссию придётся отдать €25–30. Пошлина за получение прав – €25. |
Чехия | Есть два варианта: сдать российские права и получить взамен чешские (процедура быстрая, стоит около €100) или оставить своё ВУ и заново сдать экзамены в автошколе. Обязательно пройти 12 часов теории и 28 часов практики. В среднем придётся потратить на автошколу два месяца. Можно выбрать заведения, где преподают на английском или русском языке. При условии успешной сдачи экзаменов новые права вы получите в течение 20 дней. |
Стоимость обучения а автошколе – €400–600 в зависимости от расположения и конкретного заведения. Пошлина за сдачу экзамена – €30. |
Италия | Для получения национального удостоверения придётся сдавать и теорию, и практику. Но начать готовиться к обмену прав можно ещё в процессе ожидания РВП (разрешения на временное пребывание). Для получения итальянских прав нужно записаться в одну из местных автошкол. Если вы уверены в своих знаниях – со сдачей экзаменов можно не медлить. После прохождения теоретического курса есть шесть месяцев и две попытки на сдачу соответствующего экзамена. Далее вам выдают временные права, которые позволяют брать уроки вождения и действуют полгода. В качестве инструктора может выступать не только преподаватель автошколы, но и любой резидент страны со стажем вождения более 10 лет и не старше 60 лет. Сдавать вождение можно минимум через месяц. |
Стоимость получения ВУ вместе со всеми пошлинами – €800–900. Запись в автошколу и сдача теоретического экзамена – €400, полчаса вождения с инструктором – €15–20, пошлины в Минтранс – €55. |
Испания | Россиянам придётся посещать курсы и сдавать экзамены наравне с испанцами. За вождение по просроченным российским правам более шести месяцев можно получить не только штраф, но и временную конфискацию авто. Причём со штрафстоянки забрать машину сможет только человек с местным ВУ. | За оформление всех документов и прохождение курсов придётся отдать около €1000. В эту сумму входит государственная пошлина за подачу заявки (около €100), обеспечивающая две попытки сдать экзамен по теории и вождению. Для последующих попыток госпошлину следует оплатить повторно. На теоретический экзамен вы записываетесь самостоятельно, на практический запишет выбранная автошкола (за подготовку документов – ещё €100–200). Один час обучения вождению стоит в пределах €30–45. |
Кипр | К оформлению прав можно приступить только после шести месяцев проживания в стране – раньше начать процесс обмена не получится. Сдавать придётся все экзамены: и теорию, и вождение. | Оформление ученических прав и проверка у офтальмолога – около €15. Сбор за запись на экзамен по вождению – €10. Доплата за срочность – €35. Стоимость одного часа вождения с инструктором – €25–30. |
Если вы вовремя не поменяли российское водительское удостоверение на местное, имеющийся у вас документ признают недействительным. В наказание можно получить как крупный штраф (в среднем €8 тыс.), так и наложение ареста на автомобиль и даже заключение водителя под стражу.
Чаще всего дело заканчивается штрафом. В отдельных странах (к примеру, Франции, Германии, Чехии) помимо основного наказания вместе с каждым нарушением вы «зарабатываете» баллы. Когда их накопится определённое количество, вас лишают прав. А во Франции, если вы попытаетесь поспорить и в грубой форме доказать свою правоту, рискуете попасть в тюрьму на срок до года.
Фото: pixabay.com, ru.wikipedia.org