Строительный сектор уже получил $8,3 миллиарда государственных вливаний, но этого не было достаточно, чтобы сократить разрыв между спросом и предложением. Целью правительства стало строительство 170 000 новых единиц жилья в год, однако отрасль не поспевает за документами: в прошлом году в эксплуатацию сдали всего 136 147 единиц. Перед разработчиками встала задача построить 900 000 квартир и домов к 2020 году, но аналитики считают, что отрасль не сможет достичь этой цели, сообщает портал Zawya.
Рынок жилья Марокко сильно пострадал во время мирового финансового кризиса. Во время длительного бума в секторе недвижимости в страну хлынул иностранный капитал. Власти, в свою очередь, вели более либеральную политику, чтобы привлечь в страну состоятельных европейских пенсионеров. Однако мировые и региональные потрясения остановили поток инвестиций.
В исследовании Центра доступного жилья Африки (CAHFA) отмечается, что рынок жилищного финансирования Марокко оказался самым передовым в регионе. Процентные ставки по ипотечным кредитам для частных лиц колеблются в пределах 4-6% годовых со сроком погашения до 25 лет.
Знаком восстановления рынка можно считать и возвращение в страну компании Emaar, застройщика из ОАЭ. Их объекты доминируют в секторе элитной недвижимости. Компания предлагает апартаменты в строящихся виллах Amelkis Resorts в Марракеше, комплексах Tinja в Танжере и Saphira в Рабате.
Недавно марокканское правительство запустило программу по возведению жилья для среднего класса, теперь оно предлагает стимулы и налоговые льготы для разработчиков, чтобы обеспечить квартирами малообеспеченных граждан. Эта инициатива призвана остановить распространение трущоб и снизить социальные волнения, которые захлестнули регион в последние три года. На 3,4 миллиона домохозяйств с низкими доходами в стране приходится всего 2,8 миллиона единиц доступного жилья. Многим из малообеспеченных граждан приходится жить в неофициальных поселениях и в самодельных жилищах.
Жилищный сектор Марокко начал расти, поскольку после экономического и политического кризиса вновь пришла стабильность, а отношения с Европой, крупнейшим торговым партнером Марокко, восстановились. Королевству пришлось сократить дефицит государственного бюджета, а реформы системы субсидирования значительно облегчили давление на государственные финансы. Тем не менее, социальный климат остается хрупким, поскольку властям пришлось принять ряд непопулярных мер, а безработица измеряется двузначным числом.