a
Версия
для печати

Бизнес в ближнем кругу

  • 136
Общий язык проще найти людям с близкими менталитетами и похожими застольными песнями. Поэтому многие наши соотечественники полагают, что открыть свое дело в стране Центральной и Восточной Европы проще, чем в Западной.

Однако опытные бизнесмены утверждают: начинать одинаково сложно, где бы ты не находился. Сумел подстраховаться от одних проблем – сохраняй спокойствие, обязательно возникнут другие.
Бизнес наших настоящих и бывших соотечественников в славянских странах Европы чаще всего связан с перевозками, сферой услуг и туризмом. Чуть реже россияне занимаются строительством или компьютерными услугами. Но, в отличие от западных стран, здесь выбор направления в меньшей степени зависит от связей с родиной и диаспорой. Понятное дело, что социализация россиянина в Болгарии или Сербии более быстрая и менее болезненная, чем в Германии или Франции. А значит, он быстро обрастает знакомствами, вникает в местные вкусы и привычки – что может быть важнее для малого бизнеса? Да и немалого тоже.
Особенности национального сознания
В Черногории или Хорватии наши люди держат мини-отели, открывают кафе и рестораны, парикмахерские, аптеки. Нас не остановят ни некоторые правовые ограничения на организацию ЧП (любая страна хочет уравновесить свой рынок, дать приоритет своим, а русские, как известно, мастаки находить лазейки в законах), ни сложности развивающихся экономик. Действительно огорчают россиян лишь случаи, когда им приходится сталкиваться с обратной стороной братского менталитета.
«Когда я открывал бар, то меньше всего думал о том, что мне придется опасаться «стукачества», – рассказывает Роман К., который несколько лет живет в Черногории. – Стоит только обмолвиться, пусть даже по-русски, о каком­то своем упущении в присутствии местных жителей или даже при собственном персонале – все, ждите проверки из соответствующих органов, вплоть до пожарной инспекции. И дело не в том, что все такие честные. Как раз здесь психология нам понятная – доносчики получат процент от заплаченного мной штрафа, будут мило улыбаться, и совесть никого не замучит! Даже не подумают, что что­то тут не так, – я ведь, по меркам этой бедной страны, богатый русский человек, от меня не убудет…»
Тем не менее большинство относится к подобным вещам как к досадному недоразумению. «Растущие экономики – то, что нам надо. Открыть свое дело, может быть, сложнее из-за неотработанной юридической системы, но зато начать и продолжить, на мой взгляд, проще, чем в «состоявшихся» как юридически, так и экономически странах Западной Европы. К тому же «правила игры» и всякие «нюансы» нам часто ментально понятны», – считает россиянин Алексей, владелец мини-отеля в Будве.
Кстати, слово «русский» в странах Восточной Европы часто лишено той брутальной мифологии, которая присуща западному восприятию. Даже наоборот, «русский» бизнесмен – это человек денежный и довольно щедрый.
«Но даже если нет крупного стартового капитала, то лучше, чем курорты Восточной Европы, места для начала бизнеса не найти, – убежден Павел Новик, уже несколько лет курсирующий между в Брянском и своим отелем в Высоких Татрах, владелец компании по оказанию туристических услуг (гиды, переводчики, экскурсии). – Там, где много русскоговорящих туристов, мы всегда будем в прибыли. Туристы всегда предпочтут «родного» гида, и организаторы туров это знают. Главная задача – обеспечить уровень сервиса. Если он будет не хуже, чем у местных коллег, то русский язык становится очень мощным конкурентным преимуществом. Что бы ни говорили местные «кликуши» про то, как важны для региона немецкие туристы, люди дела, как местные, словацкие и чешские, так и приезжие, знают четко: россияне охотнее расстаются с деньгами. А главное, мы еще «не нагулялись» по Европе. В отношении европей­ских зимних туристов есть более­менее четкое разделение: кто беднее – катается на востоке, то есть в Татрах, кто побогаче – едет в Альпы. А вот в отношении россиян и других «коллег по СССР» такого четкого разделения нет».
Русскоязычные эмигранты из тех, кто не имеет стартового капитала, пытаются наряду с местными жителями заработать его в «высокий» туристический сезон. Можно быть русскоязычными экскурсоводами, лыжными или, наоборот, пляжными инструкторами, работать проводниками в горах. Поскольку эти места посещает огромное количество групп со всего бывшего СССР – заработок это пусть не самый большой, но верный. «Если удастся скопить приличную сумму – стоит сначала вложить ее в жилье, а потом уже становиться предпринимателем, – говорит Маргарита Смолова, бывшая киевлянка, а нынче хозяйка маленькой гостиницы в Татрах. – Если ты ходишь по словацким инстанциям, когда за твоими плечами недвижимость, чиновники тебя будут уважать: ты домовладелец, состоятельный человек из России. Даже русские слова, забытые после школы, постараются припомнить. А если у тебя ничего нет – отношение как к босяку, могут чинить препятствия, чтобы ты получил отказ».
Страшилка для бизнесмена
Неприятный сюрприз, который ожидает в славян­ских странах, – оборотная сторона нашего же, родного, желания словчить. Но только уже по отношению к нам. Местный адвокат может специально усложнить процедуру, чтобы вы больше потратили на него времени и денег, экскурсовод, ждущий группу, которую вы организовываете, может внезапно повысить цену – знает, что перед двадцатую туристами вы заплатите, никуда не денетесь и т.п.
«Когда я иду о чем­то договариваться или решать вопрос, то четко ставлю задачу перед словаками, да еще 10 раз повторю, чтобы была уверена, что они все поняли, а то потом прикинутся дураками – «мол, не поняли вас», – делится своим «рецептом» Анастасия из Оравице (Западные Татры). Не напоминает ли это цены за ушанки на Арбате или завышение бюджетов иностранным компаниям, выходящим на российский рынок?
Несмотря на то, что улицы восточноевропейских городов приобрели европейский лоск, не стоит расслабляться по поводу безопасности своего бизнеса. Последователей Остапа Бендера с их относительно честными способами отъема денег здесь не многим меньше, чем у нас на родине. На слуху ситуация, когда человек покупал фирму с недвижимостью и припеваючи вел дело, продавал свою недвижимость на родине – готовился окончательно переехать в Словакию на жительство, но… В один прекрасный день к нему приходит извещение из банка о том, что он просрочил огромный кредит, выписанный когда­то на эту фирму. Причем штрафная пеня уже включена, а сам кредит – под залог недвижимости фирмы. Фактически бизнес человека в считанные дни складывается как карточный домик. Если, конечно, у него не хватит энергии и денег убедить в своей правоте суд (что в данной ситуации сомнительно, мало ли что там иностранец не так понял). Обезопасить от таких случаев может только бдительность и скрупулезность в проверке всех документов. К тому же, в большинстве стран сейчас есть специальные реестры, по которым любой желающий может проверить, не обременена ли облюбованная недвижимость кредитами.
Муки творчества
Сложно предсказать, как получится «стартовать» у людей творческих профессий. С одной стороны, переезд актера или драматурга может пагубно сказаться на его карьере. Так, например, Олег Емцов, одесский клоун­мим, снимавшийся в «Маски-шоу», с 2000 года живет в Кракове. Несмотря на выдающийся талант, пока он не смог пробиться к массовому зрителю в Польше – слишком большую роль в этой среде имеют профессиональные связи и вложения в рекламу.
С другой стороны, в восточноевропейских странах неплохо «приживаются» представители визуальных искусств – фотографы и дизайнеры. Открыть свою рекламную фотостудию в Братиславе обойдется дешевле, чем во многих российских городах, а кусок хлеба – на все времена.
Многие фотографы начинают с «вольных хлебов» на туристических тропах, где за небольшие деньги снимают зевак на фоне достопримечательностей. В Татрах рассказывают, как один такой русский фотограф одолжил где­-то «хаммер», припарковал в горах на фоне острых скал, повесил американский флаг и написал «Афганистан». На фото получался действительно не словацкий, а афганский пейзаж. Иностранцев, которые жаждали отдать €10 за снимок «в военных условиях», оказалось так много, что тот наглый и находчивый парень сейчас ездит на собственном «хаммере». Все-таки никогда не стоит забывать: в бизнесе очень важна удачная идея.

журнал "Ваш Дом за Рубежом"

Условия цитирования материалов Prian.ru

Поделиться материалом:
Напечатать
Теги: Анализ рынков

Читайте также

В Дубае +25, а в Испании +60… процентов
Дайджест новостей зарубежной недвижимости и иммиграции
Дешёвая недвижимость в Черногории: прицениваемся, выбираем, избегаем рисков
Лайфхаки для покупателей
Недвижимость Болгарии и Грузии – самых популярных стран на побережье Чёрного моря. Тренды-2023, прогнозы-2024
Инсайды от профессионалов рынка
Мы узнали, какая недвижимость в Черногории приносит максимальный доход при долгосрочной сдаче. Иностранцы на неё не смотрят
Где искать, что покупать, за сколько сдавать
Болгария вступила в Шенген. Что есть и что будет с ценами на недвижимость?
Спойлер: революций не ждем
Испания против ВНЖ, Кипр за гражданство
Дайджест новостей зарубежной недвижимости и иммиграции

Предложения недвижимости на портале Prian.ru

Дома (виллы) в Черногории Земельные участки в Черногории Недорогая недвижимость в Болгарии Недорогая недвижимость в Черногории

Интересно почитать

Полезные статьи

Содержание недвижимости в Испании

Налоги, коммуналка и другие расходы собственника

  • 20.08.2024
  • 98403

Процедура приобретения недвижимости в Греции

Подробная инструкция для покупателей

  • 17.10.2024
  • 46606