Концепция Всемирного архитектурного фестиваля проста и тем привлекательна. Ежегодно организаторы планируют собирать под одной крышей все самые интересные проекты, появившиеся на планете. Всеохватность архитектурной практики гарантируют 17 разделов, уместивших в себе все основные типологии зданий, от самых разных гражданских сооружений до культовых. В число номинировавшихся категорий входили и курортные объекты, и социальные, и культурные. В отдельный раздел были выделены такие востребованные современностью архитектурные жанры, как торговые центры, офисные комплексы, многоквартирные жилые дома и, конечно, частные особняки. Легко предположить, что именно в последней номинации должны были превалировать фантазийные объекты, однако, как ни странно, на практике оказалось иначе.
К чести современных проектировщиков стоит отметить, что место для архитектурных изысков они находят в любом жанре, будь то больница, дом престарелых, социальное жилье, храм или даже… овчарня (проект мастерской 70F Architecture победил в номинации Pleasure) и проект реконструкции управляемой свалки (La Vall d’en Joan близ Барселоны мастерской Batlle & Roig Architects).
При этом проекты презентуются в максимально простой и лаконичной форме: на каждый отводится по два небольших планшета, достаточных для публикации нескольких характерных снимков и наиболее важных планов и чертежей. Такой подход к организации экспозиции позволил не только унифицировать подачу информации о номинантах, но и сделать ее максимально дешевой. Вообще на ВАФ все подчеркивало деловитость и продуманность мероприятия: ни один цент бюджета не был потрачен на эффектные жесты. В программе фестиваля присутствовали дискуссии на самые животрепещущие для архитектурного сообщества темы, презентации проектов-номинантов, работа жюри. У фестиваля даже не было каталога – всю информацию об участниках смотра можно найти на его официальном сайте. Подобный предельно рационалистичный подход организаторов позволил сконцентрироваться именно на архитектуре, ее и только ее возведя в ранг главной героини фестиваля.
Здания, признанные лучшими в своих категориях, получили шанс стать претендентами на Гран-при фестиваля – «Международное здание года». Этот почетный титул предполагает, что объект станет не только новой достопримечательностью своего города и страны, но и своеобразным эталоном строительства на ближайшее время. Конечно, нужно сразу отметить, что победители в разных номинациях сильно отличались друг от друга по качеству архитектурных и инженерных решений, по масштабу, звездности авторского коллектива. Зачастую они были почти несопоставимы, и это главный упрек, который организаторы фестиваля получили от многочисленной архитектурной прессы. Творения Нормана Фостера и молодых архитекторов действительно вряд ли можно сравнивать между собой всерьез, но, с другой стороны, для последних возможность представить свою работу вместе с проектировщиком номер один – прекрасный шанс заявить о себе.
В номинации «Общественное здание» лучшим был признан Международный конгресс-центр Байюн в Гуанчжоу бельгийского «Бюро II», в номинации «Природа» – Олимпийский парк скульптур в Сиэтле бюро Weiss/Manfredi Architects. Самым интересным культурным объектом года жюри назвало новый оперный театр в Осло, построенный по проекту бюро «Снохетта». Театр – энергичный объем, созданный несколькими динамичными линиями, – расположен на небольшом полуострове-платформе, врезающемся в пространство фьорда. Со стороны кажется, что крыша театра поднимается прямо из моря – она облицована панелями каррарского мрамора, а из панорамного окна обшитого деревом фойе открывается захватывающий вид на море.
В номинации «Жилье» эксперты признали лучшим копенгагенский жилой комплекс Mountain Dwellings мастерской BIG, внешне действительно напоминающий небольшую гряду гор, в котором кровли нижних этажей служат садиками и террасами для этажей последующих. Сходство с горами усиливают общее колористическое решение комплекса и его агрессивная пластика. Лучшим торговым центром был назван торговый центр K:fem в Стокгольме мастерской Wingardh Arkitektkontor AB, лучшим современным храмом – церковь Дорнбушкирхе во Франкфурте-на-Майне мастерской Meixner Schluter Wendt Architekten. Самый необычный частный дом – это Final Wooden House в Кумамото бюро Sou Fujimoto Architects, более всего похожий на груду одинаковых деревянных брусков. Есть среди победителей фестиваля и безусловные звезды: в категории «Транспорт» победила канатная дорога Хунгербургбан – Нордпарк в Инсбруке Захи Хадид, а в категории «Старое и новое» – реконструкция внутреннего двора Смитсоновского музея в Вашингтоне Нормана Фостера.
Автор: Глеб Перов
Журнал "Собственник"