Юлия написала о том, что столкнулась с недобросовестностью зарубежных партнеров. Получив письмо, мы изучили его, покопались в собственных архивах, полазали по сайтам и побеседовали с коллегами Юлии. Ситуация обросла некоторыми подробностями, которыми мы бы и хотели поделиться.
***
Речь в письме материале идет о деятельности компании Immoworld - Planet House и ее руководителе Роберто Мелькиорри. Вот несколько сокрашенных выдержек из него.
- Основным бизнесом компании был сетевой маркетинг, то есть продажи совершала не сама компания, а ее агенты, находящиеся в разных городах Италии, а также в России. Наша компания (МАН Rentsale – прим ред.) была партнером компании Immoworld – Planet House…Мы работали с этой компанией, продавая их проекты в Калабрии.
- Покупатели подписывали договоры купли-продажи непосредственно с застройщиками и платили деньги на счет застройщика. При этом компания Immoworld – Planet House получала комиссионное вознаграждение, из которого должна была оплачивать агентскую комиссию за привлечение клиентов. Сделав большое число продаж, мы не получили своих денег за основную часть совершенных сделок.
- Отказываясь выплачивать агентскую комиссию по продажам в России, сторона Роберто Мелькиорри возлагает ответственность за разрешение ситуации на свою бывшую сотрудницу Марину Кулиш, по словам которой именно она являлась человеком, который привел Мелькиорри в Калабрию.
- Насколько нам известно, очень многие рекламировали их проекты на своих сайтах и ведущих поисковых порталах.
***
…Мы не судьи и не арбитраж; выносить осуждающие решения, а тем более быть инструментом для сведения счетов - вообще вне наших принципов и задач. Но, изучив ситуацию, мы узнали, что проблемы с этим итальянским партнером действительно возникали не только у Rentsale.
Елена Утюмова, руководитель отдела зарубежной недвижимости, ООО "АЛЕМАР груп":
У меня было не всё так сложно, как у Юлии Титовой, да и сумма была меньше. Комиссию задерживали, я постоянно напоминала о себе, требовала. Внезапно возникли какие–то сдерживающие факторы. Например, застройщик не выплачивал комиссию до тех пор, пока у клиента не было итальянского ИНН, который получается в консульстве Италии в Москве… Правда, в итоге все с задержками, но выплатили.
Некоторые крупные компании получали информацию от Immoworld – Planet House, но до реальных контактов дело не дошло.
Марина Васильева, директор Департамента зарубежной недвижимости Корпорации «Адвекс»: «Компания Immoworld – Planet House присылала нам предложение о сотрудничестве. Но, насколько я помню, оно нас не заинтересовало. К тому же они работали не только по Калабрии, а с компаниями которые продают везде и всюду мы обычно не сотрудничаем – никогда не найдешь концов».
***
Нам было очень интересно узнать мнение другой стороны. В течение недели мы пытались дозвониться до Марины Кулиш, но известный нам ее итальянский номер (в компании Immoworld) не отвечал. В любом случае если специалисты, которых упоминает в своем обращении Юлия Титова, захотят высказать свою позицию по данному вопросу, Prian.ru готов предоставить им такую возможность.
Теперь о главном. Ради чего, собственно, мы вообще говорим об этой истории.
Невозможно одной статей перевернуть мир. Но обратить внимание на некоторые очевидные тенденции и задать волнующие нас вопросы – вполне.
***
Начнем с того, что Юлия Титова и ее компания не новички на рынке. И то, что столь уважаемая компания Rentsale оказалась не защищена, означает, что качество отношений на рынке зарубежной недвижимости весьма невысоко. Так ли это?
***
Вот еще несколько цитат участников рынка, характеризующих состояние дел на нем. Причем риэлторы говорят не только о мошенниках.
Юлия Титова: Еще три года назад конфликтов, связанных с не выплатой комиссионных было куда меньше. Но в последние года два сделать продажу это полдела…
Елена Утюмова: Непрофессионалов сейчас очень много. За зарубежную недвижимость взялись местные риэлторы, которые в Москве привыкли работать так: со сделки надо иметь не менее 4 000 евро. Они стали применять к зарубежной недвижимости такие же стандарты: увеличивать цену объекта, брать несуразную комиссию, при этом вообще не разбираясь в специфике рынка. Всё это случилось во время кризиса в 2008-2009 годах, когда многие местные риэлторы остались без работы и посчитали очень лёгким хлеб от продажи зарубежной недвижимости.
Марина Васильева: Случаи, подобные тому, что произошли с компанией Rentsale, в моей практике я не припомню. Конечно, бывала ситуация, когда мы понимали, что фирма не слишком надежна. Есть партнеры, которые работают по принципу «проблемы с вашими клиентами решайте сами». Был случай с чешской компанией, которая скрыла покупку нашим клиентом. Эта компания не была застройщиком, и мы перестали с ними работать. А деньги? Ну не бегать же за ними до бесконечности…
***
Возвращаясь к истории с Immoworld – Planet House, возникает вопрос: можно ли если не избежать повторения, то хотя бы минимизировать ее вероятность. Может, поможет создание «черных списков»?
Юлия Титова: Но если что-то нужно клиенту, то агентство будет работать даже с компаниями из этих списков. Так что агентство всегда рискует.
Марина Васильева: Нужно ли иметь черные списки? Это неоднозначный вопрос. Безусловно, нам интересно насколько надежна та или иная компания, но часто провести грань между ненадежным и просто непонравившимся партнером очень непросто. Тем более, что каждый преследует свой интерес и свою выгоду.
***
Тогда, может, имеет смысл создать «белый список»? Один из участников беседы на этот счет был весьма категоричен: нет, поскольку светить выгодных партнеров не захочет никто.
А что вообще можно сделать, если тебя «кидают»?
Елена Утюмова: Первое что надо сделать - вести переговоры. Если не получается миром, нужно сделать информационную атаку типа той, что предприняла Юлия Титова. Если есть за что бороться, то нужно пробовать все методы. Хотя как ни крути, мы - конкуренты. Поэтому близкой дружбы в принципе быть не может. Но деловое сотрудничество по каким то вопросам, в частности по «выведению на чистую воду» таких нечестных партнёров за рубежом, просто необходимо».
***
Разве о риэлторских проблемах не говорят? Конечно, говорят. Но разговоры получаются какие-то «кухонные». И черт бы с этим, но так называемая «внутренняя кухня» своими «блюдами» кормит конечного потребителя.
Рынок зарубежной недвижимости в силу своей глобальности и относительной молодости очень разношерстный. По оценкам Prian.ru на нем работают до 500 компаний, из которых около 100 ежегодно прекращают свое существование. И есть подозрение, что за границей статистика выживаемости (для компаний, работающих с российскими партнерами) примерно похожа.
В результате возникает несколько вопросов сообществу:
- Устраивает ли вас система взаимоотношений на рынке зарубежной недвижимости? Считаете ли вы ее нормальной или цивилизованной?
- Считаете ли вы возможным что-то изменить на нем? Что именно?
- Готовы ли вы лично прилагать для этого какие-либо усилия? Что вы можете сделать?
Уважаемые партнеры и коллеги! Этим материалом мы приглашаем вас к дискуссии. На наш взгляд (взгляд участников рынка, пусть и не занимающихся непосредственно продажей объектов) картина получается странная.
P.S. Отсутствие комментариев и соображений будет весьма знаковым комментарием и соображением.
Автор: Филипп Березин