SIMA (Salón Inmobiliario Internacional de Madrid) проходит уже 20 лет. Это крупнейшая выставка недвижимости в Испании, которая собирает сотни участников – девелоперы, застройщики, риэлторские агентства, представители государственных структур, банки и финансовые аналитики, консалтинговые и управляющие фирмы, дизайн-студии и архитектурные бюро, интернет-сервисы и отраслевые медиа. Съезжаются компании из разных регионов, а также из-за рубежа, в основном из тех стран, где традиционно покупают недвижимость испанцы.
Организовано событие очень хорошо. Вы это заметите, как только зарегистрируетесь. Посетители могут скачать приложение, в котором есть список всех участников выставки, заранее изучить компании и назначить встречи с теми, кто заинтересует. Плюс, можно быть уверенным, что полезные контакты не потеряются.
Проходит SIMA в выставочном центре Мадрида – Feria de Madrid. Комплекс гигантский, чтобы быстро попасть из одной части в другую необходим траволатор, и он там есть. Имеются конференц-залы, где можно спокойно пообщаться, и кафетерии, чтобы перекусить. Словом, комфортно.
Выставка проходит три дня, с десяти утра и до восьми вечера. Времени достаточно, чтобы познакомиться со всеми участниками.
Кстати, понравилось, как испанские компании готовятся к выставкам. Приезжают расширенным составом (на стенде работает 3-5, а то и больше сотрудников), поэтому посетителям не приходится долго ждать. Стараются уютно обустроить стенды, чтобы было удобно общаться, привозят компьютеры и проекторы, чтобы демонстрировать свои предложения.
Единственная недоработка – язык, буквально все (стенды, раздаточные материалы, выступления спикеров на конференциях…) на испанском. Впрочем, это и понятно – выставка ориентирована на местных. Но иностранцам от этого не легче. У многих участников лишь базовый уровень английского, для полноценного общения этого недостаточно, а часть – вообще не говорит на нем. Поэтому совет – если вы настроены на серьезные переговоры, берите с собой переводчика.
Несмотря на языковой барьер, испанцы приветливы. Они всеми силами постараются ответить на ваши вопросы, дадут контакты нужного специалиста, пришлют информацию на почту. И в целом на выставке атмосфера праздника. Уже к часу дня на каждом втором стенде начинают разливать вино и нарезать хамон. Это же Испания – даже деловые переговоры здесь привыкли вести с удовольствием!
Какую недвижимость представляют на SIMA? Скажем сразу, около 30% компаний будут вам не интересны. Это государственные и частные застройщики, а также кооперативы, которые работают с социальным жильем.
Цены на социальную недвижимость регулируются государством (как правило, такие объекты вдвое дешевле среднего по рынку). Частные застройщики за возведение этих домов получают субсидии. Право на покупку имеют люди с низкими доходами, у которых еще нет собственного жилья в Испании. Эта недвижимость совершенно не подходит для инвестиций – ее нельзя будет сдать в аренду и при перепродаже цена будет фиксированной.
Порядка 25% участников выставки – компании, строящие или продающие вторичную недвижимость в Мадриде. Если вы интересуетесь этим регионом (а он определенно стоит внимания, по крайней мере, для тех, кто хочет зарабатывать на испанской недвижимости), здесь у вас будет отличный выбор.
Кроме того, вряд ли вы встретите мадридскую компанию на выставке, например, в России. Они воспринимают столицу как рынок для местных и не стремятся рекламировать свои проекты и услуги за рубежом.
Еще около 25% – представители других регионов страны. В основном, они демонстрируют проекты на побережье Средиземного моря. В этом отношении испанская выставка интересна тем, что здесь можно найти предложения на курортах, пока не раскрученных среди иностранцев, но от этого не менее интересных.
Несмотря на то, что SIMA позиционируется как международный салон, компаний из других стран совсем мало – не более 5%. Удивительно, что не приехал никто из Италии, Франции или Португалии. Зато было три или четыре компании из США – видимо, этот рынок сейчас популярен среди испанцев. Но однозначно ехать в Мадрид, чтобы искать недвижимость в другой стране, смысла не имеет; российские выставки в этом плане более показательны.
И наконец, оставшиеся 15% участников напрямую недвижимость не продают, но оказывают всевозможные сопутствующие услуги. Здесь можно найти управляющую компанию, заказать ремонт или реставрацию объекта, проконсультироваться с экспертами по привлечению кредитов.
Итак, подведем итоги. Кому стоит (и что не менее важно, кому НЕ стоит) ехать на выставку недвижимости в Испанию.
Нет смысла ехать:
Стоит съездить:
Текст – Анастасия Фалей
Фото - Анастасия Фалей и Елена Троцкая