Для сравнения: безалкогольные напитки стоят в 20 раз дороже, бутылка минеральной воды – в 25 раз, чашечка эспрессо в местном кафе – в 30 раз. Зачастую посетители заправочных станций оставляют больше чаевых сотрудникам «заправки», чем платят за сам бензин, ведь, как говорит 38-летний Алексис Сантана, который 16 лет работает водителем автобуса, «если у нас есть нефть, то и бензин должен быть дешевым».
«Продавать наш бензин по таким ценам – это просто кощунство. С таким же успехом мы могли бы отдавать его бесплатно!» - заявил в одной из своих речей президент страны Уго Чавес. Однако повышение цен будет равняться политическому самоубийству в стране, где молодые люди считаются независимыми от родителей после того, как купят себе машину.
Низкие цены на бензин стали возможны благодаря государственным субсидиям, которые составляли $19 млрд по состоянию на середину 2008 г., когда стоимость нефти достигала $116 за баррель. Однако к середине декабря цена нефти опустилась до $31 за баррель.
Кроме того, по словам Рамона Эспиназы, бывшего главного экономиста государственной нефтяной компании PDVSA, «из-за того, что компания ежегодно дарит более $3 тыс. каждому владельцу автомобиля в стране, у нее не остается денег на улучшение местной системы дистрибуции нефти, стимулирование других секторов экономики или сокращение своей задолженности».
Как утверждает экономист Хосе Луис Кордейро, 80% всего бензина используется частными автомобилями, которые перевозят всего 20% населения страны, в то время 80% граждан прибегают к услугам общественного транспорта, который потребляет 20% бензина. «Это пример робингудства наоборот», - говорит Кордейро.
Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком в 1990-х гг., $4 млрд, которые Венесуэла тратила в то время на субсидирование дешевого бензина, хватило бы на строительство 41 тыс. начальных или 7 тыс. средних школ в год, сообщает агентство IPS.
Низкая стоимость бензина приводит также к его контрабанде в соседние с Венесуэлой страны – Колумбию, Бразилию и Гайану. По некоторым данным, около 80 тыс. семей на северо-востоке Колумбии частично или целиком зависят от контрабанды топлива в качестве средств к существованию.
Культ владения собственным автомобилем в Венесуэле «въелся» в местных жителей настолько сильно, что местные власти в столице страны, Каракасе, издали распоряжение, согласно которому автомобили, находящиеся в определенных дорожных рядах в часы-пик, должны кроме водителя иметь еще одного пассажира.