По словам Патрика Гизеля, исполнительного директор Swiss Raffeisen, третьего по величине банка Швейцарии, сейчас в стране наблюдается две противоположные тенденции, пишет Bloomberg.
Первая – это крупные капиталовложения институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды или страховые компании. К популярности местного рынка у них привела отрицательная доходность по государственным облигациям. Вторая – это бум со стороны частных покупателей, которые приобретают активы с целью получения дохода. Обычно это благополучные, но не ультрабогатые клиенты. Они ищут сохранения средств в период низких процентных ставок и нестабильности рынка.
Рынок недвижимости Швейцарии с 1991 года не находился в такой зоне риска образования «пузыря», как сейчас. Об этом заявил банк UBS в своем недавнем отчете. В годовом исчислении цены на жилье выросли на 2%. При этом растет уровень вакантных площадей. Цены движет вверх не реальный спрос на квадратные метры, а поток инвестиций. Причем, в отличие от Великобритании или США, швейцарский доход на прибыль не позволяет часто спекулировать на объектах, это обходится дорого.
Правда, сам Патрик Гизель уже заявил, что рынок сейчас испытывает «мягкую посадку», а цены стабилизировались или даже немного опустились.
С 2007 по 2014 год цены на квартиры в стране и объем ипотечного кредитования взлетел на треть. Но в 2015 году Национальный банк отпустил франк «в свободное плавание» и изменил условия по банковским вкладам. Крупные иституциональные инвесторы – клиенты банков UBS и Credit Suisse пострадали от введения отрицательной доходности по облигациям.