По мнению экспертов, первые подобные туры начали проводиться в Бразилии 16 лет назад, когда предприимчивый молодой человек по имени Марсело Армстронг отвел нескольких туристов в крупнейшую флавелу Рио-де-Жанейро. С тех пор его компания, Flavela Tour, выросла в размерах и породила множество последователей.
Одна из таких компаний, Reality Tours and Travel, работает в Мумбаи. Ее основатель, Крис Уэй, утверждает, что буквально два года назад едва находил желающих для проведения хотя бы одного тура в день. Теперь же он показывает местные «достопримечательности» два, а то и три раза в день и даже начал возить туристов в сельскую местность.
Стоимость одного тура составляет 300 рупий ($7,50).
Критики подобного направления в туризме считают, что это вуайеризм чистой воды. «Вам бы понравилось, если бы незнакомые люди по нескольку раз на дню фотографировали вас и комментировали ваш образ жизни?» - спрашивает профессор туризма и окружающей среды Дэвид Феннелл из Университета Брока в Канаде.
Сами устроители туров эти обвинения отвергают, указывая на то, что с их помощью туристы смогут не понаслышке узнать о нищете. Кроме того, в некоторых местах (как, например, в Мексике) иностранных гостей просят принять активное участие в делах местных жителей и помочь им чистой водой и бутербродами, а тот же самый г-н Уэй открыл в индийских трущобах общественный центр, где бедняки могут обучаться английскому языку и игре в шахматы, пишет International Herald Tribune.