Тот факт, что Роман Абрамович приобрел самую большую и дорогую яхту в мире, уже говорит о любви русских к мореплаванию. Не меньше внимания этому уделяют и международные знаменитости: Анджелина Джоли и Брэд Питт, английский футболист Уэйн Руни, и многие другие, были замечены на борту супер-яхт, вместе со своими обеспеченными друзьями. Приобретя яхту, хочется, чтобы она стояла недалеко от дома, а это значит, что владелец должен приобрести недвижимость с причалом.
Мы попытались разобраться в том, пользуется ли подобная недвижимость популярностью у русских клиентов и каким образом можно ее продвигать.
Продавцы недвижимости с выходом к воде, едины в том мнении, что подобные предложения становятся все более популярными по всему миру. Эрик Уотсон, управляющий директор канадского агентства по недвижимости Ultimate Properties International Realty, объясняет это так: "Спрос на такую недвижимость значительно повысился благодаря росту интереса к судоходству и недвижимости для отдыха или выхода на пенсию. Особенно это касается прибрежных объектов и тех, что находятся в регионах с хорошей погодой, потому что там наблюдается особенное расхождение спроса и предложения."
Заместитель главы финского клубного курорта Ханну Мантихарйу, считает, что продажи повышаются за счет работы самого факта того, что дом стоит у моря: "В Финляндии – тысячи озер, что является прекрасной возможностью для строительства причалов и удовлетворения растущего спроса. Идея обладания домом на побережье, привлекает множество финнов, так как там можно замечательно провести выходные или небольшой отпуск, без необходимости далеко уезжать от дома".
Более того, невиданный спрос на недвижимость с пристанями в некоторых странах, привел к появлению нового подхода к строительству: сначала создаются новые гавани, а затем застройщики приступают к строительству недвижимости.
"Причалы часто покупаются еще до постройки недвижимости", - говорит Алексей Свиридов, директор московского офиса компании DubaiProperty.
Наблюдая за массовым строительством гаваней в Дубае, Марк Скотт, управляющий директор компании Select Properties, продающей недвижимость в этом эмирате, отмечает, что спрос на подобную недвижимость настолько высок, что застройщики создают новые гавани просто для того, чтобы было проще их продать. "Спрос стремительно растет. Недвижимость у воды всегда популярна, поэтому в Дубае застройщики увеличивают береговую линию.
Из-за строительного бума, девелоперы создают прибрежные районы внутри материка, такие как Бухта Дубаи (Dubai Creek). Подобная недвижимость всегда будет пользоваться популярностью, и расти в цене, представляя прекрасную возможность для перепродажи".
Марку Скотту вторит Алексей Свиридов: "Такие объекты пользуются большим спросом и растут в цене, в среднем, на 20-30% в год. Дело в том, что количество прибрежных объектов ограничено. Обычно они раскупаются инвесторами еще на презентации проекта, а потом продаются на вторичном рынке".
Русские плывут!
Яхтинг в России пока только формируется. Однако тихие гавани Москвы и Подмосковья уже не вмещают всех желающих яхтсменов. По официальным данным, объем продаж яхт и катеров ежегодно растет на 25-30%. По приблизительным данным, количество катеров в России в настоящий момент варьируется от 2 до 3 млн.
Владение собственной яхтой или ее аренда – дело совсем не дешевое: нижний порог стоимости судна (от 10 м длиной) – около 250 тыс. долл. Стоимость парковки в зависимости от клуба и размеров яхты - 500-1000 долл. в месяц, на 500 км пути потребуется около 2 тонн бензина (еще 1,5-2 тыс. долл.). К тому же полное техническое обслуживание будет стоить 1,3 тыс. долл. в год. Аренда яхты длиною 20-25 м. обойдется в 8-10 тыс долл в день.
Тем не менее, число поклонников морских регат среди миллиардеров россиян неуклонно растет. "Если шесть-семь лет назад в парусной неделе в Мармарисе (Турция) от России участвовала одна команда, то сегодня 30-35% участников наших регат – русские", - рассказывает владелец компании Phoenix Yachting Берни Блаха.
Причина роста популярности яхтенного спорта среди россиян еще и в растущих доходах населения страны: "Яхты стали более доступными", - говорит глава отдела зарубежной недвижимости компании IntermarkSavills Патриция Леденева. - "Хорошую двухпалубную подержанную яхту во Франции можно купить за 150 000 евро. Из-за того, что стоимость яхты стала сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля, все больше людей хотят иметь возможность владеть яхтой, нежели брать ее в аренду".
Многие из них хотят заниматься любимым хобби не только на родине, но и в других странах, приобретая недвижимость недалеко от гавани или с собственной гаванью. По опыту Андрея Крисюка, такой недвижимостью интересуется каждый 8-10 клиент компании. Алексей Свиридов говорит, что среди его покупателей это число составляет около 2-5%.
Существует несколько типов недвижимости у воды. Прежде всего – это недвижимость, расположенная неподалеку от яхт-клуба. В таком случае, владельцу придется покупать членство в этом клубе. Другой вариант – более дорогой, когда коттеджный поселок или жилой комплекс выходит к воде и примыкает к гавани. И, наконец, третий и самый дорогой вариант, это когда у дома есть собственная гавань.
"Личный причал – это дорого, - говорит Андрей Крисюк, - А вот близостью к яхт-клубу мало кого удивишь".
По словам Андрея, стоимость подобной недвижимости варьируется от 500 000 евро и выше. Вилла в нескольких километрах от яхт-клуба обойдется уже от 1 млн евро. Апартаменты на 1-2 спальни в Дубае стоят от 1 – 1.5 млн долларов, говорит Алексей Свиридов.
Портрет покупателя
Сложность продажи подобной недвижимости в том, что несмотря на большой спрос на подобную недвижимость, портрет типичного покупателя недвижимости с гаванью описать сложно. "Существует большая разница между тем, кто покупает причал для своей супер-яхты и тем, что хочет дом у воды", - говорит Бен Григг, директор по продажам и маркетингу компании Camper & Nicholsons Marinas.
Райан Чана, старший партнер компании 7cInvest, видит портрет покупателя в двух плоскостях: "Хотя покупателями являются инвесторы, они знают, кто будет пользоваться такой недвижимостью и каковы их ожидания и запросы".
Типичный клиент Мантихарйу – от 50 лет и старше, активный и желающий приобрести второй дом для выходных и отпусков. По его словам, за последние годы "заметно увеличение возрастной границы большей части клиентов".
Говоря о том, из каких стран приезжают покупатели, Чана говорит, что в настоящий момент большая часть его клиентов приходит с Ближнего востока, США и Европы, но все меньше и меньше из Великобритании. За последние пол года количество запросов из разных стран мира, выросло на 20%." Григг, занимаюйщийся маркетингом гаваней в Турции, Италии, Египте, Мальте и Гренаде, отмечает, что в различных регионах – свои покупатели. "У нас – смесь самых разных покупателей, все в зависимости от того, где расположена гавань. К примеру, в таких странах, как Антигуа, покупатели более международные, в то время, как в других регионах может быть больше владельцев такой недвижимости среди местного населения.
Говоря о новых группах покупателей, они появляются в местах бурного экономического роста – таких странах, как Россия, Китай и арабские государства".
Ему вторит Росс Тейлор, управляющий директор компании Neo. По его мнению, растущая прослойка миллионеров никогда не была так многочисленна: "Процесс появления новых миллионеров в Китае и Бразилии происходит в 10 раз быстрее, чем в европейских! Также появляются миллионы предпринимателей. Через 20 лет мы будем наблюдать невиданный доселе спрос на элитную недвижимость, товары и услуги.
Но в Средиземноморском регионе подобной недвижимости совсем не много. К примеру, в Испании очень сложно найти гавань для швартовки яхты длиной 65 метров. Говоря о покупателях, у нас покупают выходцы из Франции, Африки, Дании, Великобритании, Сербии, России и Испании."
Маркетинговый вопрос
Как и любой другой нишевой продукт, недвижимость у воды должна быть правильно позиционирована и ориентирована на потенциального покупателя. Как это сделать с гаванями? Марк Скотт говорит, что компания Select Properties не проводит никаких акций, привязанных к теме воды. "Мы не посещаем лодочные выставки. Каждая пятая наша продажа совершается по рекомендации, повторно тем же самым покупателем, или кем-то из нашей базы данных. Таким образом, мы стараемся концентрироваться на существующих покупателях".
Противоположного мнения придерживается Уотсон, добавляя, что "Хотя мы только начали рекламировать наш проект, мы стараемся проводить его маркетинг с помощью различных лодочных компаний, чтобы достучаться до их клиентов."
"Мы совершаем множество поездок по разным странам, в том числе и России", - говорит Синди Дарнаби, маркетинговый директор проекта Artech, расположенного в Майами. - Одни апартаменты мы продали в Москве прямо на выставке. Хорошую отдачу принесла реклама в журнале OPP Russia, после которой мы продали семь объектов. В целом, мы стараемся работать с местными брокерами.
В ближайшем будущем мы собираемся установить телефонную линию в России, чтобы покупатели могли звонить нам напрямую. Мы уже наняли русскоговорящий персонал". Помимо этого, компания использует инновационный подход: покупателям недвижимости в комплексе Artech предлагается приобрести в долевое владение четырехспальную яхту Artech One, пришвартованную у причала и находится в распоряжении своих владельцев. Одна доля предоставляет владельцу право пользоваться яхтой 56 дней в году. Яхта обновляется каждые пять лет. Таким образом, покупатели недвижимости в этом комплексе смогут насладиться всеми прелестями недвижимости с гаванью, даже не будучи владельцем яхты.
Еще более удобный вариант предлагает IntermarkSavills в своем проекте Ле Провансаль во Франции: в распоряжении владельцев недвижимости круглосуточно находится яхта, стоимость использования которой включена в плату за обслуживание апартаментов.
Российские агенты не позиционируют недвижимость у моря отдельно от остальной. "Если у объекта есть собственная пристань или он расположен недалеко от яхт-клуба, то это акцентируется", - говорит Андрей Крисюк, менеджер по Европе компании Cliff-property.
"Россияне, которые покупают подобную недвижимость, чаще всего – инвесторы", - говорит Алексей Свиридов. - "Поэтому специально мы ее не продвигаем, так как владельцев яхт среди наших клиентов не так много".
Говоря о будущем недвижимости с яхтами, Мантихарйу говорит, что "покупательские вкусы переменчивы, и порой люди отказываются тратить средства на дорогие вещи, такие как яхты, что может отрицательно сказаться на продажах вторых домов, единственная особенность которых – это близость к воде".
"Тенденция покупательского спроса на подобную недвижимость – статична", - считает Андрей Крисюк. - "Резкого увеличения спроса нет, и скорее всего, он останется на том же уровне".
Другого мнения придерживается Чана, который считает, что в будущем нас ждет бум мореплавания: "Увлечение яхтенным спортом и, соответственно, объемы строительства недвижимости у воды будут только расти. Когда мы говорим о самых дорогих покупках, здесь всегда будут покупатели, с лишними средствами. Популярность яхтенного спорта не уменьшилась, а застройщики обращают все больше внимания на строительство гаваней."