Презентация прошла в рамках Международного инвестиционного форума MIPIM. Это место презентаций не только знаковых девелоперских проектов, но и масштабных стратегий развития. В этом году в центре внимания прессы оказался Берлин, анонсировавший кампанию по улучшению международного имиджа города стоимостью 10 млн евро.
На MIPIM-2009 Берлин был представлен необычным стендом – в виде East Side Gallery, знаменитой части Берлинской стены, в 1990-е разрисованной художниками и в итоге ставшей музейным объектом. В этом году немецкая столица отмечает 20-летие со дня воссоединения города, а East Side Gallery служит своеобразным символом падения стены и последовавшего за этим бурного развития Берлина.
За два десятилетия город действительно перевоплотился в мегаполис с мировым именем, в котором выросло несколько сотен новых объектов, градостроительных комплексов и площадей. Еще более амбициозные планы по застройке у Берлина на ближайшее будущее, и город нашел очень эффектный способ представить их.
В рамках форума в Каннах была презентована трехмерная модель немецкой столицы, созданная на основе спутниковых карт и показывающая все свободные площадки и объекты недвижимости (сдающиеся в аренду или выставленные на продажу), промышленные и коммерческие предприятия, а также около 80 наиболее известных достопримечательностей Берлина. Модель дает уникальные возможности не только для виртуального знакомства с городом, но позволяет изучить стратегии его развития, понять логику освоения тех или иных участков, представить, как те или иные объекты впишутся в существующую застройку.
Наиболее активные работы по строительству и реконструкции Берлина начались именно с наступлением XXI века. В 2002 году была принята программа «Реконструкция Восток», аккумулировавшая проекты по развитию районов восточной части города, в 2004-м путевку в жизнь получила программа «Реконструкция Запад», ориентированная на реконструкцию и перепрофилирование существующих объектов городской инфраструктуры.
Пожалуй, самый известный проект последних лет – новое здание Главного вокзала Берлина (Hauptbahnhof), возведенное по проекту бюро Architekten von Gerkan, Marg und Partner на месте вокзала Lehrter Bahnhof и открытое в 2006 году. Это самый большой железнодорожный вокзал в Европе, поражающий всех вновь прибывших как своими масштабами, так и пронизанной воздухом и светом архитектурой и ясностью концепции.
Облик этого сооружения продиктован его месторасположением – на перекрестке двух железнодорожных направлений (запад – восток и север – юг). Ось «север – юг» подчеркивается эффектным вестибюлем: два высоких стеклянных портала фланкированы по бокам симметричными зданиями-«скобами». Через стеклянную крышу «перекинуты» два офисных здания, которые на самом деле представляют собой опущенные разводные мосты и обозначают ось «запад – восток».
Благодаря своим исполинским размерам и инновационной архитектуре Главный вокзал сегодня выглядит абсолютно инородно на фоне окружающих его пустырей и примыкающих к ним в северо-восточной части кварталов социальной жилой застройки. Однако в ближайшие годы градостроительная ситуация изменится кардинальным образом: Hauptbahnhof станет центром нового большого района, в котором будет возведено жилье, пятизвездочный отель и конгресс-центр, многочисленные офисные здания разного класса.
По мнению аналитиков, в число других самых перспективных проектов Берлина ближайшего будущего входят: развитие набережной реки Шпрее, реконструкция и перепрофилирование двух старых аэропортов – Tempelhof и Tegel, создание Международного аэропорта Berlin Brandenburg International (BBI).
Благодаря строительству нового аэропорта и прилегающих к нему делового и торгово-развлекательного центра BBI Airport City и технопарка BBI Business Park на юго-востоке Берлина появится новая зона – так называемый Юго-восточный коридор. BBI Business Park соединит аэропорт с самым крупным в Берлине центром высоких технологий Adlershof и далее, через зеленый клин района Koepenick, с центром города.
Таким образом, юго-восток Берлина в ближайшие годы станет одной из самых перспективных зон городского развития, привлекательной для создания предприятий и инвестиций. Предполагаемый суммарный объем инвестиций – порядка 4 млрд евро. Строительство самого аэропорта финансируется из средств земли Берлин, земли Бранденбург и ФРГ, а также компанией «Берлинские аэропорты» (Berliner Flughaefen), привлекающей банковские кредиты.
А вот проекты BBI Business Park уже сейчас предлагаются на условиях тендера частным инвесторам – как немецким, так и иностранным. Так, около трети территории парка (38 гектаров) уже выкуплена британской девелоперской компанией Segro. Рассчитан на частных инвесторов и план развития всего Юго-восточного коридора – он содержит конкретные рекомендации по строительству, реконструкции недвижимости и ландшафтным работам в этой части города.
Строительство BBI предполагает прекращение деятельности всех трех ныне действующих берлинских аэропортов, один из которых – самый старый аэропорт Германии, функционирующий с 1923 года Tempelhof. Он был закрыт в ноябре 2008 года, что позволило освободить 386 гектаров территории и одно из самых больших зданий мира (300 тыс. кв. м) в самом центре города.
На месте бывших взлетно-посадочных полос и ангаров планируется построить новый городской квартал с офисными и жилыми площадями (2300 квартир). Само же здание Tempelhof предлагается сделать культурным центром, где разместятся музыкальные студии, СМИ, издательства, дизайн-студии и агентства. Зону бывшего аэропорта окружает городской район Темпельхоф, который также реконструируют: на его месте будут размещены предприятия технологий будущего и защиты окружающей среды, в том числе производство техники для получения солнечной энергии и Центр экологических технологий.
Автор: Ася Ильина
Журнал "Собственник"