Первым, кто придумал жить в грузовой таре, был древнегреческий философ Диоген. С тех пор емкости для перевозки грузов многократно менялись. Вершиной их эволюции на сегодняшний день является универсальный транспортный контейнер. Существует два основных типа контейнеров – 20-футовый и 40-футовый. Цифры в наименовании означают длину контейнера, в пересчете на метрические единицы измерения она равняется соответственно 6 и 12 метров. Ширина в обоих случаях составляет 2,4 метра, а высота – 2,6 метра. Нетрудно заметить, что эти габариты примерно соответствуют размерам комнаты или двух смежных комнат. Тем удивительнее, что такая простая, и вместе с тем гениальная, идея – приспособить неиспользуемые контейнеры под жилье – стала популярной всего несколько лет назад.
Нажми на кнопку – получишь результат
Пионером контейнерного зодчества стал художник и архитектор из Нью-Джерси Адам Калкин. Как-то раз, проезжая мимо порта, он обратил внимание на сложенные рядами контейнеры и понял, что в них можно не только перевозить грузы, но и жить. Вскоре Калкин воплотил свою задумку в целый ряд проектов – от типовых «быстрых домов» (Quick House) до оригинальных дизайнерских решений, в которых контейнеры служат лишь основой конструкции, но не ее архитектурной доминантой. В последнем случае ему удалось преодолеть один из главных недостатков контейнера – непрезентабельный внешний вид.
Пожалуй, наиболее оригинальным проектом американского архитектора можно назвать Push Button House («Дом-нажми-на-кнопку»), который представляет собой раскладывающийся контейнер. Как следует из названия, для его «строительства» достаточно лишь нажать кнопку – и специальные гидравлические механизмы раскроют стенки контейнера, превратив его в дом с шестью условными комнатами и прозрачным пластиковым тентом вместо крыши.
Контейнерные дома для контейнерных наций
Идею Адама Калкина подхватили во многих странах – особенно в тех, где развита индустрия грузоперевозок. В 1998 году в США открылось общежитие для студентов, сооруженное из 40 контейнеров, приваренных друг к другу и облицованных снаружи кирпичом. Подобные общежития появились и в Нидерландах. В Германии недавно предложили проект комбинированного жилого и офисного здания из контейнеров, а известный производитель спортивной одежды компания Puma возвела из них торговый центр. Есть и более концептуальные проекты – например, построенный в Нью-Йорке мобильный музей Nomadic Museum или настоящий «контейнерный город» – полноценный жилой район Container Сity в Лондоне.
Появились и строительные компании, специализирующиеся на сборке контейнерных домов. Они поставили этот процесс на поток: строительство под ключ занимает в среднем два-три месяца, причем основная часть времени уходит на разработку проекта в привязке к местности, а также на согласование и доставку. Непосредственно монтаж типового частного дома из шести контейнеров занимает всего пару дней.
Мой адрес не дом и не улица
Говоря о перспективах контейнерных домов в целом, можно отметить, что они обладают лишь одним существенным недостатком – непрактичны в условиях резко континентального климата, который, например, господствует почти на всей территории России и характеризуется сильными перепадами температур.
Зато имеется масса неоспоримых преимуществ. Во-первых, это простота строительства и относительная неприхотливость по отношению к месту постройки. Другим ключевым фактором является дешевизна контейнеров в сравнении с традиционными стройматериалами: стоимость одного контейнера составляет всего $900–1500. Благодаря этому они идеально подходят для возведения социального жилья, например, упоминавшихся выше общежитий для студентов.
Ну и, наконец, самой важной особенностью подобной недвижимости является ее мобильность. Так что «дома-передвижники» – вполне подходящее жилье для мира без границ и расстояний, который является мечтой всего человечества.
Автор: Андрей Величко
Фото взято с сайтов Architectureandhygiene.com и Inhabitat.com.