Консультант – Евгений Цикунов – генеральный директор компании «Второй дом», кандидат юридических наук.
Если посмотреть на Европу через призму политических и экономических соглашений, то это достаточно сложная конструкция, куда входит: Европейский союз, Еврозона, Таможенный союз Евросоюза, Шенгенская зона, Совет Европы и Россия и т.д.
Вряд ли стоит глубоко вникать в тонкости каждого образования и договора, обратим свое внимание, прежде всего, на Евросоюз и Шенгенскую зону и постараемся разобраться в сходствах и различиях.
Для начала посмотрим на приведенную ниже схему.
Синяя сфера на этой схеме – Евросоюз, в который на сегодняшний день входит 28 стран. Сфера серая – Шенгенская зона, куда входит – 26 стран. Нетрудно заметить, что большая часть государств (их 22) попала в обе сферы, то есть в обе структуры.
Для чего это нужно тем, кто задумывается о получении вида на жительство? Для понимания своих прав и возможностей по безвизовому въезду и проживанию в Европе.
Если Вы получаете вид на жительство в одной из стран, которые входят и в Евросоюз, и в Шенген (центральная часть схемы), то вы можете:
Вопрос: Можно ли, имея ВНЖ в Шенгенской зоне, без визы въезжать в государства, которые входят в Евросоюз, но не входят в Шенген (на схеме расположены слева)?
Ответ: Имея ВНЖ одной из стран Шенгенской зоны, можно въехать на территорию Кипра, Болгарии, Хорватии, Румынии. «Въезжайте, тратьте деньги на нашей территории», – как бы говорят власти этих стран.
Даже имея ВНЖ страны из Шенгенской зоны, НЕЛЬЗЯ въехать на территорию Великобритании и Ирландии. Эти страны изначально, при вступлении в Евросоюз, заявляли о проведении независимой иммиграционной политики и не входят в Шенгенскую зону. В настоящее время Великобритания и Ирландия подчиняются Шенгенским соглашениям лишь в части мероприятий по борьбе с преступностью.
Пример: Получив вид на жительство в Латвии, вы можете без визы посещать, скажем, Болгарию. И не можете без визы съездить в Ирландию.
Если вы получаете ВНЖ в одной из стран, входящих в ЕС, но не входящих в Шенген (смотрим на часть схемы слева), вы можете круглый год жить в этом государстве. А въезжать и тем более проживать в странах Шенгенской зоны – не можете.
В определенной степени это ограничивает интерес к получению ВНЖ в этих странах. Они – Болгария, Хорватия и Кипр – интересны в первую очередь для «дачников», которым не хватает визы на 90 дней в течение 180 дней и эмигрантов. Для тех, кто интересуется безвизовыми поездками по европейским странам, получение вида на жительство на Кипре или в Болгарии не слишком заманчиво.
Есть в Старом свете и страны, которые не входят ни в Евросоюз, ни в Шенген (нижняя часть схемы). Соответственно, на них не распространяется иммиграционное законодательство ЕС.
С одной стороны, это, безусловно, является недостатком, ограничивающим ваши возможности по безвизовому перемещению и проживанию в других странах. С другой стороны, в период «войны санкций» отсутствие на законодательном уровне давления со стороны Евросоюза для отдельных категорий граждан может быть и преимуществом.
Пример: Получив ВНЖ, скажем, в Черногории, вы можете перемещаться и проживать только на территории этой страны.
Если вы получаете гражданство в одной из стран Евросоюза, то вы вправе проживать в любой стране ЕС. Это базовое право гражданина Евросоюза.
При этом есть административные формальности: при проживании свыше 90 дней необходимо зарегистрироваться в компетентных органах и получить справку о регистрации. Аналогичные порядок проживания граждан ЕС существует в Швейцарии, а также трех странах европейского экономического пространства: Норвегией, Исландией, Лихтенштейн.
Гражданство позволяет, например, работать на территории 28 государств, проходить обучение в школах и ВУЗах на правах граждан Евросоюза, остаться в Европе после окончания обучения. Безусловно, в законодательствах стран есть тонкости, о них мы поговорим отдельно.
Пример: Получив гражданство Кипра или Мальты, вы можете свободно проживать в любой стране Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейне.
Вопрос: А что Великобритания? Как референдум о выходе из ЕС повлияет на свободу проживания для европейцев?
Ответ: 23 июня 2016 года граждане Великобритании на референдуме большинством голосов проголосовали за выход Великобритании из Европейского союза (за выход из ЕС проголосовало 51,9% избирателей, против выхода проголосовало 48,1%). 29 марта 2017 года премьер-министром Великобритании Терезой Мэй подписано письмо на имя главы Евросовета Дональда Туска с уведомлением властей Европейского союза о начале процедуры выхода Великобритании из ЕС.
Процесс выхода Британии из ЕС не будет стремительным. Согласно процедуре, описанной в статье 50 Договора о Европейском союзе (в редакции Лиссабонского договора), он может занимать до двух лет. То есть срок в законе обозначен, и он достаточно большой. Последует череда переговоров, значительная юридическая работа, ведь вопросов здесь огромное количество, а прецедентов выхода из Евросоюза еще не было.
Многих наверняка волнует – а что же будет со свободой проживания и передвижения. Сейчас граждане Евросоюза могут проживать на территории Великобритании. Они тоже проходят определенные юридические формальности, но сравнительно простые. Также и граждане Великобритании могут свободно находиться в других странах ЕС.
В программном документе о выходе Великобритании из Евросоюза содержится 12 основополагающих принципов на которых должен строиться весь процесс. Один из них касается обеспечения прав граждан ЕС в Великобритании и граждан Великобритании в ЕС.
«Мы хотим закрепить статус граждан ЕС, которые уже живут в Великобритании, а также британских граждан, проживающих в государствах – членах Евросоюза», – говорится в тексте документа. В документе сказано, что на сегодняшний день территории Великобритании проживает около 2,8 млн граждан ЕС. Число британцев, проживающих с других странах ЕС на сегодняшний день составляет около 1 млн человек.
Переговорный процесс продолжается и пока очень много вопросов остаются без ответов, ясно одно, процедура выхода из состава ЕС завершится не позднее марта 2019 года.
Вопрос: Могут ли другие страны Евросоюза в последующем выйти из ЕС вслед за Великобританией?
Ответ: Если внимательно почитать Лиссабонский договор – главный, финальный документ, по которому живет сейчас Евросоюз, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, в нем прописано право выхода.
В соответствии с ст. 50 Лиссабонского договора процедура выхода следующая: подача уведомления о выходе из Евросоюза, переговоры и заключение соглашения о выходе между выходящим государством и ЕС. Если соглашение не было подписано, то выход может быть произведен через два года с момента подачи соответствующего уведомления. Важно подчеркнуть, что в предыдущих договорах о Европейском союзе данное право государства-члена отсутствовало.
Вопрос: Может ли что-либо измениться, когда страна вступит в Шенгенскую зону. И когда это произойдет?
Ответ: У каждой страны, не вступившей в Шенгенскую зону, есть причина по которой она «НЕ»… Мы уже сказали про Великобританию и Ирландию, которые фактически и не являются кандидатами в Шенгенскую зону.
В случае с Кипром это проблема урегулирования территорий, проблема Северного Кипра. Условно говоря, ЕС говорит кандидату: «Урегулируете конфликт или установите жесткий пограничный контроль с Турецкой Республикой Северного Кипра, тогда войдете».
Вероятность быстрого урегулирования конфликта, на мой взгляд, на сегодня крайне мала. Что касается ужесточения пограничного контроля, то на это не согласны сами кипрские власти. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Кипр будет в Шенгене не скоро.
Хорватия, самый молодой член Евросоюза (вступила 1 июля 2013 года). Ожидалось, что Хорватия вступит в Шенгенскую зону в середине 2015 года. Однако это не произошло и по сей день. Возможно, вступлению Хорватии в Шенгенскую зону помешала ситуация с нелегальными мигрантами в Европе.
В отличие от Хорватии, Болгария и Румыния – «старые» члены Евросоюза, оба государства вступили в ЕС в 2007 году, и здесь все намного сложнее. Вступление Болгарии в Шенгенскую зону уже неоднократно откладывалось на протяжении последних лет. Болгария ожидала принятия положительного решения по присоединению страны к Шенгенскому соглашению в первом квартале 2015 года. Аналогичным образом дело обстоит и с Румынией.
Присоединению этих стран к соглашению противится целый ряд стран-членов ЕС, в то время как по данному вопросу необходимо единогласное одобрение. Отказ мотивируется, в частности, недостаточно эффективной борьбой с коррупцией и организованной преступностью в этих странах.
На мой взгляд, проблема кроется гораздо глубже, европейские партнеры неоднократно меняли свои требования и вводили все новые требования в течение нескольких лет.
Чтобы понять суть проблемы, достаточно взглянуть на карту Европы. После присоединения Болгарии и Румынии, увеличится протяженность границ: Шенгенская зона начинает граничить с Молдовой, Турцией, Сербией, Македонией, странами, не являющимися членами Евросоюза. Контроль на границе ляжет уже на плечи румынских и болгарских пограничных и таможенных служб, а границы между Болгарией, Румынией и «старым» Шенгеном станут открытыми.
Как мне кажется, истинная причина того, что Болгарию и Румынию до сих пор «не пускают» в Шенген, заключается в том, что европейцы просто опасаются ослабления контроля на своих внешних границах и усиления потока нелегальных мигрантов и грузов со стороны третьих стран.
Вопрос: Что с новыми членами Евросоюза? Каковы перспективы Черногории, Сербии, Албании?
Ответ: В 2010 г. Черногория получила официальный статус страны-кандидата, государство ведет активную работу по изменению своей правовой системы и основных государственных институтов с целью вступления в ЕС. Официальным статусом страны-кандидата в Евросоюз также обладают Сербия, Албания, Македония.
В то же время, пресс-секретарь главы Еврокомиссии Наташу Берто официально заявила, что ЕС не планирует проводить прием новых членов в период работы нового состава Еврокомиссии с 2014 по 2019 годы. «Эта позиция главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера остается в силе. Новые страны не будут присоединяться к ЕС в период работы его комиссии, – сказала Берто. – Между тем, связанные с расширением переговоры продолжатся, в первую очередь, с государствами Балкан».
В связи с этим, думаю, вряд ли стоит ожидать вступления новых государств в ЕС в ближайшие несколько лет.
Читайте больше полезных материалов о жизни и недвижимости за рубежом на канале Prian.ru в Яндекс.Дзен.