Мюнхен – самый благополучный город в Германии. Здесь крайне низкая безработица, высокие зарплаты и… офисы крупных международных компаний. Сюда ежегодно приезжают миллионы туристов – не только для отдыха, но и по делам. Гости, которые остаются в Мюнхене на пару дней – неделю, выбирают отели. Но что делать тем, кому нужно задержаться на месяц-другой?
Жить так долго в отеле – дорого и не всегда удобно. А снять квартиру, по закону, нельзя. В Мюнхене запрещена посуточная аренда жилой недвижимости.
«Если вы являетесь обладателем жилой недвижимости, вы не можете сдавать ее в аренду на короткий срок, – рассказывает Регина Боргер, генеральный директор управляющей компании WiP Immobilien GmbH. – Власти ужесточают контроль за этим. В прошлом году мэрия выделила 16 человек только для того, чтобы отслеживать на специализированных порталах квартиры, которые сдаются посуточно. Штрафы за это огромные. До €500 000 на каждого собственника».
Решение – так называемые boarding houses (бизнес-апартаменты или апарт-отели). Это вид коммерческой недвижимости. Представляет собой многоквартирный жилой дом с элементами отельной инфраструктуры. Апартаменты в таких комплексах небольшие (20-35 кв. м), меблированные, оснащенные всем необходимым. По закону, они могут сдаваться посуточно или долгосрочно, но не более, чем на шесть месяцев одному клиенту.
Целевая аудитория boarding houses – бизнесмены, которые приезжают в Мюнхен в командировки, иностранцы, которые лечатся в местных клиниках, студенты заочных программ… Плюс, многие местные по экономическим соображениям селятся в окрестных городах, при этом глава семьи ездит в Мюнхен на работу. В таких случаях предприятия снимают для своих сотрудников жилье в столице Баварии.
Для инвестора преимущество номера в апарт-отеле по сравнению с покупкой обычной квартиры – возможность сдавать на короткий срок, а значит, увеличить доходность в 2-3 раза.
Цены на аренду здесь ниже, чем в отелях: если ночь в гостинице стоит в среднем €100, то в boarding house – €60. Но это все равно намного больше, чем принесет за сутки квартира, сданная на долгий срок. При этом владелец бизнес-апартаментов может гибко управлять ценообразованием, повышая ставки на время важных событий, например, международных выставок. А собственник рядовой квартиры ограничен договором и не имеет права произвольно поднимать аренду.
Юридически покупка номера в таком отеле ничем не отличается от приобретения жилья. Инвестор становится полноправным собственником конкретного объекта.
После покупки владелец сам решает, как управлять имуществом. Например, в 50-квартирном доме может быть несколько десятков собственников. Они объединяются, создают (или нанимают) управляющую компанию, которая сдает все здание, следит за порядком, решает вопросы жильцов и т.п. Чем больше опций – тем дороже такие услуги.
Можно сдавать бизнес-квартиру самостоятельно или через своего представителя в Германии. В этом плане у собственника – свобода выбора. Размер его прибыли будет зависеть от того, сколько фактически сдавался номер, за вычетом расходов на содержание и управление.
«Мы недавно были на выставке недвижимости в Мюнхене, – добавляет Регина Боргер. – Там представляли другой вид boarding houses – с гарантированной арендой. Инвестор сразу заключает два договора – на покупку недвижимости и на долгосрочную сдачу объекта (к примеру, 10 лет) одной компании. И все эти годы компания гарантирует вам прибыль в размере 4,5% годовых от стоимости квартиры, независимо от того, сколько фактически будет сдаваться объект».
Еще одно преимущество boarding houses для инвесторов – сравнительно низкие цены. От €150 000 до €260 000.
За эти деньги вы получите небольшую квартиру, скорее всего, однокомнатную. Причем меблированную и обставленную всем необходимым, т.е. тратиться дополнительно на ремонт не придется, разве что посуду и постельное белье купить.
В подавляющем большинстве случаев имеющиеся предложения находятся в стадии строительства. К моменту ввода в эксплуатацию все здания в Мюнхене уже раскуплены, поэтому покупать надо на этапе котлована.
Ждать готовности дома на 50-100 квартир придется около года, более крупного – до 20 месяцев.
«Boarding houses изначально строятся на определенную целевую аудиторию. И располагаются они не в старом городе, поближе к Мариенплатц, где любят селиться туристы. Например, недавно распродали последние квартиры в районе международной выставки, аналог ВДНХ в Москве. Там 240 дней в году проходят мероприятия, - рассказывает Регина Боргер. – Это очень интересное место, т.к. инвестор 240 дней в году сможет сдавать апартаменты по повышенным ценам. Вот такие места надо искать при выборе подобных объектов».
Мюнхен – самый дорогой крупный город Германии для покупки недвижимости. «Квадрат» в престижных центральных локациях стоит более €10000, да и рядовую квартиру в спальном районе дешевле €6000 за кв. м сложно найти.
Как результат – низкая доходность от сдачи в долгосрочную аренду. Квартиры в окрестностях Мариенплатц приносят собственникам чуть более 0% годовых, но их все равно покупают, потому что потенциал повышения цен велик. В других районах можно выйти на 2-3% прибыли от аренды.
В случае покупки boarding houses эксперты прогнозируют доходность – 4-7% годовых.
«Бизнес-апартаменты – новый для Германии формат недвижимости. В Мюнхене их начали активно строить несколько лет назад. И судя по тому, что интерес растет, появляются новые проекты, эта идея себя оправдывает, – говорит Регина Боргер. – Мы сами управляем несколькими такими объектами. За счет гибкого планирования, низкого порога входа и более высоких цен на аренду по сравнению с обычными квартирами, и удается выйти на такую рентабельность. Но имейте в виду, что эти цифры не учитывают дополнительные расходы».
Расходы, которые ждут собственника бизнес-апартаментов:
Более подробная информация об объекте здесь.
Регина Боргер: «Популярна ли эта бизнес-идея среди российских инвесторов? Пока нет. Boarding houses – новое явление, о нем мало кто знает. Все имеющиеся предложения или находятся в стадии строительства, или были запущены буквально год-два назад. Но когда-нибудь, наверное, наступит перенасыщение рынка подобными объектами, из-за чего нынешняя доходность будет снижаться. Поэтому уже сейчас важно обращать внимание на расположение объекта, чтобы он был востребован у арендаторов. Причем оценивать именно с точки зрения целевой аудитории, а это не типичные туристы, а те, кто приезжает в Германию работать, лечиться или учиться».
Текст: Анастасия Фалей