Лучшая стратегия экономического развития – это, вероятно, привлечь умных людей и не мешать им.
Э. Л. Глейзер
Умный город – сбалансированный, удобный, безопасный и «зелёный» мегаполис. Элементы инфраструктуры и жители в таком месте включены в единую информационную сеть. Её цель – оптимизировать потребление природных, экономических, социальных ресурсов. Сердце города – информационно-коммуникационные технологии (интернет вещей, широкополосный беспроводной доступ, облачные вычисления и аналитика).
Только вообразите, как интернет вещей (Internet of Things – IoT) изменит город.
В режиме реального времени специальные датчики информируют водителей о свободных парковочных местах, о доступных для электромобилей зарядных станциях. Светофоры гибко управляют транспортным потоком и предотвращают пробки, а умные барьеры выдвигаются, когда полоса нужна автобусу или велосипедисту. В случае ДТП мгновенно отправляется сигнал тревоги. Удалённый мониторинг обновляет информацию о происшествии ежеминутно, а водители получают предупреждение по GPS и на умных дорожных табло.
Мусороперерабатывающие компании в режиме реального времени получают сигналы от смарт-контейнеров, если они переполнены. Фонари на улицах снабжены датчиками движения и загораются тогда, когда кто-то проходит рядом. Система отслеживает погоду и управляет поливом газонов. Информацию об уровне загрязнения воздуха, уровне шума и воды в реке искусственный интеллект анализирует и предпринимает необходимые меры (чтобы избежать наводнения, например).
Данные о потреблении воды или электроэнергии доступны каждому жителю в режиме реального времени. Взаимодействие с властями, оплата госуслуг и ЖКХ максимально прозрачны и доступны 24/7 онлайн. У каждого умный дом, который обеспечивает высокое качество жизни. Практически повсеместный городской бесплатный Wi-Fi или Li-Fi.
Фантазия впечатляет, не правда ли? Примерно к такому результату стремятся современные мегаполисы. Посмотрим, чего им удалось достичь.
IESE Cities in Motion Index 2019 проанализировал 174 города из 80 стран по 83 критериям, включая:
Оказалось, что 7 из 10 лучших городов – европейские. Всё дело в высоком качестве жизни и устойчивом развитии мегаполисов. В топ-50 попали 28 городов из той же части света. Северная Америка благодаря сильной экономике и человеческому капиталу может похвастаться 13 смарт-городами. В Азии обосновались 5 городов будущего, а в Океании – 4.
Развитая транспортная сеть, активная международная деятельность и технологии подарили Вене почётное место в рейтинге. В городе половина территории озеленена, а из-под крана течёт альпийская родниковая вода. Силу напора горного водопровода «приручили» для выработки электричества. Благодаря компактной структуре Вена – это город не только для велосипедистов и автомобилистов, но и для пешеходов и туристов, а транспортная сеть удобна и отлично развита: например, трамваи используют энергию торможения для выработки электричества.
Высокие оценки за человеческий капитал, международную просветительскую деятельность, управление и мобильность у столицы Германии не просто так. Город вообще по всем показателям входит в топ-50. Осталось подтянуть экологию и экономику. С каршерингом и парковками в городе нет проблем, как и с переработкой и сбором мусора. С Амстердама и Рейкьявика город не берёт пример: переходить на велосипеды немцы не спешат. Это дорого обойдётся автомобильной промышленности.
Занимает третье место в мире по экологичности, а по технологиям – в первой десятке. В городе много парков, а велосипедистам составил конкуренцию каршеринг электромобилей DriveNow. Умные машинки знают, где пустое парковочное место, а ещё синхронизированы с общественным транспортом и всегда скажут, если быстрее будет добраться на автобусе.
Этот город-государство – бесспорный лидер технологий. Если вы желаете заглянуть в будущее, то отправляйтесь в Сингапур. Там самый быстрый интернет, роботизированные больницы (с персоналом и роботами), такси без водителя и вертикальные сады и фермы. Программу Smart Nation запустили в 2014 году, внедряя новейшие технологии в повседневность горожан. Например, в районе Yuhua дома оснащены сенсорами потребления ресурсов, вакуумной системой мусоросбора и солнечными панелями.
Благодаря менталитету и культурным ценностям японская столица демонстрирует самые высокие показатели производительности труда. Также восточная столица славится крепкой экономикой, отличными показателями развития человеческих капиталов и заботой об окружающей среде.
Примечательно, что 99% электроэнергии в Рейкьявике приходятся на гидроэнергетику и геотермальную энергию, что, естественно, делает город одним из самых дружественных по отношению к природе. Пятую строчку в рейтинге Рейкьявик никому не уступит: в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды принят план, по которому нулевые выбросы углерода у города будут уже в 2040 году.
Занимает четвёртое место в общем рейтинге и преуспел в человеческом капитале и транспортной мобильности. Посредством применения интернета вещей он пытается оптимизировать потоки людей и транспортных средств в городе. Grand Paris Express является одним из крупнейших проектов капитального ремонта транспорта в Европе. Он добавит четыре дополнительных линии метро, 200 км железнодорожных путей и 68 автоматизированных на 100% станций метро. А ещё город работает над продвижением экологически чистых видов транспорта: велосипедов, электромобилей.
Это финансово стабильный и максимально «зелёный» город. Около 90% домохозяйств имеют велосипеды, при этом развитая система «велошеринга» легко решает проблему оставшихся 10%. Запрет на бензиновые и дизельные двигатели в транспортных средствах будет установлен в 2025 году, поэтому через пять лет Амстердам станет первым городом Европы с нулевым уровнем выбросов в атмосферу.
Большое яблоко – лидер по экономике и в первой тройке по человеческому капиталу. В нём обосновались почти 7 тысяч высокотехнологичных компаний, а бесплатным публичным Wi-Fi-сервисом ни одного жителя не удивить: проект LinkNYC реализуется с 2015 года. Проблема Нью-Йорка в том, что нет социальной сплочённости, – по этому критерию город на далёком 137-м месте. Город перешёл на смарт-контейнеры Bigbelly. Они работают на солнечной энергии, отслеживают уровень мусора и обеспечивают его регулярный вывоз.
Британская столица — номер один по человеческому капиталу (из-за обилия качественных бизнес-школ и университетов) и международной информационно-просветительской работе. В первой десятке — по мобильности и транспорту, управлению, технологиям и городскому планированию. Ахиллесова пята, как и у Нью-Йорка, — социальная сплочённость: город входит только в топ-50.
В России практика внедрения технологий умных городов ещё в процессе становления: в миллионниках есть городской Wi-Fi, органы власти в основном перешли на электронный документооборот, госуслуги также доступны онлайн. Отдельные проекты («Электронная Москва», «Информационный город») развиваются, но комплексного внедрения систем в повседневную жизнь городов нет. И всё равно российские города не попали даже в ТОП-50: Москва — на 70 строчке, а Новосибирск — на 142.
Города Росси и СНГ в рейтинге
70. Москва, Россия
108. Минск, Беларусь
112. Тбилиси, Грузия
113. Киев, Украина
118. Алма-Ата, Казахстан
123. Санкт-Петербург, Россия
127. Баку, Азербайджан
142. Новосибирск, Россия
Но у медали есть и обратная сторона: жители Канады и Китая настороженно отнеслись к новым технологиям смарт-городов, так как опасаются слежки властей и крупных корпораций. А исследователи из IBM в 2018 году обнаружили в существующих умных городах 17 уязвимостей, которые позволили бы хакерам нанести ущерб.
Правительство Китая одинаково вкладывается и в развитие 500 проектов умных городов (до 2020 года инвестиции составят $74 млрд), и в усиление слежки за гражданами Китая. Сеть камер распознаёт лица и даже походку граждан, а обязательные для скачивания приложения позволяют властям получать данные о местонахождении людей и истории их браузеров.
В Торонто Google в 2017 году объявил о строительстве умного города с роботами, беспилотными авто и новейшими технологиями. Вслед за этой новостью комиссар по вопросам конфиденциальности подал в отставку, пытаясь вразумить канадцев и спасти их от шпионских технологий умного города. Если задуматься, то он в чём-то прав. Смарт-сити на базе Google, Microsoft или Facebook станут использовать разные технологии и интерфейсы, а все полученные о жителях данные будут принадлежать корпорациям.
Хотя в мире идут работы примерно над тысячей проектов, только 15 из них могут похвастаться детальной стратегией. И только восемь – подробным планом реализации. К сожалению, большинство таких инициатив заканчиваются провалом. Власти начинают с приглянувшейся технологии, а не с потребностей города. Такой подход – рецепт катастрофы.