Как сообщает NEWSru.com, ежегодно в России потребляется от 1,85 до 2 млрд литров водки, то есть примерно 17 литров чистого спирта в год на душу населения. Аналитики инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» оценивают российский водочный рынок в $16,5 млрд и прогнозируют к концу 2008 года рост до $17 млрд. Впрочем, эта статистика касается только легально произведённой водки.
По оценкам специалистов, подпольно производится каждая третья бутылка водки: как сообщает InoPressa, многие заводы продают дополнительные партии спиртного, минуя налоговые органы, а деревенские жители продолжают варить самогон в собственной избе.
Сейчас самая дешевая бутылка легально произведенной водки стоит около 75 руб., так что большинство населения потребляет самогон по 15 – 20 руб. за пол-литра или поддельную водку по 35 руб. Кроме того, большой популярностью у населения пользуются чистящие и дезинфицирующие средства на спирту, а также спиртосодержащие медицинские препараты, среди которых лидирует настойка боярышника.
Ежегодно от отравлений некачественным алкоголем погибает 30 тысяч россиян, но на снижение налога на спирт, которое поможет сократить объемы нелегального производства выпивки, правительство пойти пока не готово.
Русские водочные заводы по-прежнему доминируют на мировом рынке, используя главную черту русского национального характера как гарантию надежного внутреннего рынка сбыта. Как пишет Общая Газета, в 2007 году российские водочные заводы увеличили производство на 9,9% и достигли уровня 2005 года: 1,31 млрд литров. Трудным для производителей был 2006 год, когда государство ввело систему контроля над движением спирта от водочных заводов до потребителя, что вызвало многонедельные простои на производстве.