a
Версия
для печати

Наши за границей

  • 6
Считается, что положение мигранта, который приезжает в новую страну со своим бизнесом, существенно выше того, кто не обременен собственным делом. По крайней мере, фирмы, оказывающие помощь в открытии фирмы за рубежом, говорят об упрощенном оформлении долгосрочной визы и вида на житель-ство, праве на покупку земли и большем благоприятствовании при получении гражданства.

Все это правда. Но, снимая юридические вопросы пребывания в стране, ведение бизнеса порождает множество других больших и малых проблем. Прежде чем решиться на это, стоит понять: стоит ли «овчинка выделки» в вашем конкретном случае.
«Когда мы едем в европейскую страну, нам кажется, что вот он – край свободы. Сейчас мы развернемся, и «мы наш, мы новый мир построим». Однако уже через месяц обнаруживаем, что бюрократия здесь не хуже российской, а ментальные проблемы и вовсе – хоть возвращайся, – рассказывает Елена П. о своем опыте жизни в Финляндии, Германии и Франции. – Для того чтобы открыть бизнес, надо быть уверенным в том, что он будет востребован. А как это сделать, если ты не знаешь страны? Пока не чувствуешь местные вкусы, ты не сможешь открыть кафе, торговать одеждой, путевками и многими другими вещами. А в некоторых вполне развитых европейских странах, которые, кстати, гордятся своим демократическим устройством, в твой магазин часть публики не заглянет только потому, что ты русский…»
Однако Елена говорит о том, что наши бывшие соотечественники обратили проблему в выход из нее – делают бизнес среди диаспоры или с прицелом на Россию, другие страны постсоветского пространства. Самое распространенное – держат «русские» магазины и рестораны для ностальгирующих и любопытных, организовывают русскоязычный сервис (от парикмахерских до бюро продажи авиабилетов и страхования), продают недвижимость россиянам.
«Выходцы из Беларуси в Финляндии пытались организовать продажу трикотажа и льняных изделий с родины, – говорит Елена. – Дело пошло достаточно бойко – в магазин заглядывали даже финны, привлеченные относительно недорогим для Европы товаром.
Однако впоследствии дело закрыли – хозяевам надоела постоянная нервотрепка из-за особенностей белорусской части бизнеса. Но если бы не эта специфика, магазин бы сейчас процветал».
Этот пример был успешным лишь в крупном городе, где культурные различия не так ощутимы. Открывать белорусский магазин в маленьком финском городке почти так же «перспективно», как строить заводик по производству церковных свечек в араб-ской стране.
Русскоязычные мигранты занимают определенные ниши, есть типично русские виды бизнеса. Например, в Норвегии или Австралии, где ощущается нехватка невест, русские открывают брачные агентства. В Европе и США русскоязычные мигранты занимаются автобизнесом, игровыми автоматами, оптовым импортом-экспортом алкоголя и, конечно, посредническими услугами. В странах Центральной Европы прекрасно себя чувствуют строительные фирмы российского происхождения.
В Лондоне среди наших бывших соотечественников популярен такой бизнес, как пересдача домов. Один человек берет в аренду особняк, в котором сдает койко­места студентам, приехавшим на подработку, или «бюджетным» путешественникам. Например, дом снимается за 1000 фунтов в месяц, койка в нем стоит 150–200 фунтов в месяц. Если учесть, что в доме обычно умещают до 15 коек и бизнесмен сдает сразу несколько домов, то такой бизнес нельзя назвать несерьезным. По доходам это может перекрывать содержание кафе.
Сложно не начать, а продолжить
Один из популярных видов деятельности – открытие бизнеса для соотечественника. «Я знаю законы страны и естественно, что достаточно много людей предпочитают заплатить мне деньги, чем тратить время на самостоятельное разбирательство в местных законодательных особенностях, – говорит Юрий, который уже несколько лет занимается открытием фирм в Чехии. – Далеко не все, кто открывает юрлицо в стране, планируют вести активную деятельность. Очень часто фирма нужна совсем для других целей – например, для покупки земли. Мне Чехия нравится тем, что страна по-европейски стабильная, но все­таки славянская. Проще со взаимопониманием на всех уровнях».
С формальной точки зрения в странах Европы организовать дело достаточно просто.
«В самом начале следует разделить организации на коммерческие и общественные. Все организации в Швейцарии (и Германии) регистрируются местными исполнительными органами власти. Общественную некоммерческую организацию (союз/объединение) может зарегистрировать каждый, имеющий вид на жительство в Швейцарии (Германии). Для этого необходимо составить статут организации и заполнить форму в органах власти, – делится Алексей А., который во время учебы в швейцарском университете создал молодежную организацию. – Что касается коммерческих организаций, то стоит выбрать из трех популярных форм: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество». Как и в случае с общественной организацией, предпринимателем может стать каждый, имеющий вид на жительство в Швейцарии (Германии). Для этого лишь необходимо задекларировать свою деятельность все в тех же органах исполнительной власти. С момента регистрации индивидуальным предпринимателем лицо обязано ежегодно отчитываться о своей деятельности перед налоговыми органами.
«Для того, чтобы войти в состав учредителей юридического лица, даже не обязательно обладать видом на жительство. Главное, помимо формальных требований для регистрации ООО и АО внести на текущий счет организации сумму уставного капитала. В Швейцарии минимальный размер суммы уставного капитала при открытии юридического лица составляет 20 000 (ООО) и 100 000 (АО) франков. – говорит Сергей Угримов, основатель Академии психо­эмоциональной экологии, который много лет успешно занимался автобизнесом в Германии и Швейцарии. – Что касается отношения к русским… Государство заинтересовано в собственном экономическом росте, который в том числе состоит из коммерческой деятельности. Если вы соблюдаете законы и исправно платите налоги, то ни о какой предвзятости не может быть и речи».
Туда и обратно
«Говоря о различиях ощущения бизнеса в СНГ и Европе, важно упомянуть систему социальной защиты европейских государств. Например, в Швейцарии человек, потерявший работу, имеет право на получение пособия по безработице в размере 80% от своей последней заработной платы. Эти деньги позволяют более чем достойно существовать до того времени, пока не найдешь новую работу, – рассказывает Сергей Угримов. – Общая логика построения системы социального обеспечения такова, что при открытии собственного дела лицо полностью либо частично утрачивает право на получение выплат из государственного бюджета. Поэтому в европейских странах далеко не все решаются променять уверенность в завтрашнем дне на внешнюю простоту открытия собственного дела. Ведь с регистрацией деятельности обязанности и ответственность только возрастают!»
Ирина из Хельсинки полтора года проработала консультантом в области мелкого бизнеса. «Это была государственная служба. В мои задачи входило рассказывать иммигрантам, как организовать свое дело. Но я столкнулась с тем, что за повторной консультацией и помощью в оформлении документов приходили единицы. Россияне, если они хотят открыть бизнес в Финляндии, уже достаточно подкованы, обладают стартовым капиталом и предпочитают нанимать юристов, а эмигранты из других стран чаще отказывались от этой идеи. Зачем возиться, работать, если можно родить шестерых детей и очень неплохо жить на социальные выплаты?»
«Большинство русскоговорящих бизнесменов, «поднявшихся» в Германии сразу после распада Советского Союза, сегодня основные деньги зарабатывают на российском рынке, – считает Сергей Угримов. – Офисы же в Германии, Швейцарии и других странах в основном служат трудовой иммиграции их владельцев, поддержанию статуса и имиджа, а также сохранению заработанных капиталов».
«Я сейчас вернулась в Россию – сегодня здесь есть возможность для расширения дела, особенно много незанятых ниш в регионах, – говорит Елена. – Хотя свой европейский опыт считаю своим самым ценным университетом. Как ни странно, именно в демократической Европе я, русский человек, наловчилась находить лазейки, выходы из различных ситуаций, стала гибче и научилась считать деньги».
Текст: Анна АНДРУШЕВИЧ

журнал "Ваш Дом за Рубежом"

Условия цитирования материалов Prian.ru

Поделиться материалом:
Напечатать
Теги: Анализ рынков

Читайте также

Недвижимость острова Бали: главные тренды 2023–2024 годов
Здесь объекты приносят высокий доход
Лидеры, взлёты и падения. Какой недвижимостью за границей интересуются покупатели из России, Беларуси, Украины и Казахстана последние месяцы
Главные выводы от Prian
Кризиса в Дубае нет, а спрос в Черногории есть
Дайджест новостей зарубежной недвижимости и иммиграции
Чего ждать от недвижимости Лиссабона: анализ главных трендов 2024 года
Самый востребованный регион Португалии
Программа «Дом за один евро» в Италии: как работает схема и стоит ли игра свеч
Иностранцы тоже могут участвовать
Недвижимость Испании, Италии, Черногории и Кипра – самых популярных стран Южной Европы. Тренды-2023, прогнозы-2024
Инсайды от профессионалов рынка

Интересно почитать

Полезные статьи

Жизнь на высоте: новый район самого молодого курорта Черногории

Старт продаж в Luštica Bay – получите эксклюзивное предложение от застройщика

  • 13.05.2023
  • 2995
  • Партнерский материал
  • 06.04.2024
  • 68017