К началу самых престижных спортивных соревнований планеты в Пекине было построено множество новых объектов, некоторые из которых уже названы самыми значимыми архитектурными сооружениями XXI века.
Пекинская Олимпиада разместилась в северной и западной частях города и в целом ряде пригородов, расположенных на этих направлениях. Последние несколько лет «спортивные» районы были охвачены тотальной стройкой. Всего здесь было возведено и реконструировано 30 олимпийских сооружений, причем 18 самых значительных из них за счет городского бюджета, в том числе: Олимпийский парк, Национальный стадион, Национальный плавательный центр.
В западном районе разместились семь сооружений, среди них Пекинский стрелковый центр, велодром «Лаошань» и культурно-спортивный центр «Укэсун» – сейчас в них проходят соревнования по стрельбе, велоспорту и баскетболу. Университетский район был отдан под соревнования по настольному теннису, дзюдо, тэквондо и волейболу, а в северных пригородах Пекина разместился Олимпийский водный центр, ипподром и поля для проведения соревнований с мячом. Общая площадь Олимпийского парка, на территории которого помимо спортивных сооружений размещены выставочные центры и Олимпийская деревня, составляет 1215 га, из которых почти 760 га отведено под леса и зеленые насаждения. Также в состав комплекса входит уникальный Парк Национальностей (площадь 50 га), в котором представлены традиционные постройки и ландшафты всех народностей Китая.
Всего на возведение новых спортивных арен, бассейнов и другой необходимой инфраструктуры для проведения соревнований было потрачено $3 млрд. Куда дороже Пекину стоили новые дороги и развязки, гостиницы и реставрация культурных достопримечательностей. В общей сложности наведение лоска обошлось в $33,8 млрд. В частности в Пекине было построено шесть новых линий метро (для сравнения: до начала олимпийской гонки в столице Поднебесной было всего две линии обычного и две линии легкого метро), 200 новых отелей высшей категории и несколько тысяч гостиниц и общежитий среднего уровня.
Глобальная реконструкция коснулась и общегородской сети заведений общепита. Новые кафе и рестораны открылись по всему городу, но наивысшую концентрацию всевозможных едален можно наблюдать рядом с Олимпийским парком, где построена Международная улица еды. На ней разместились более 50 тыс. кв. м ресторанов! При этом организаторы Олимпиады обратились в 160 посольств иностранных государств с просьбой пригласить предпринимателей и поваров из своих стран для создания в столице национальных ресторанов и даже продуктовых магазинов, так что новая улица совершенно законно носит название «международная».
Особой гордостью властей Китая является то, что все олимпийское строительство в городе велось в соответствии с «зелеными» стандартами. Пекин, еще недавно плотно укутанный смогом, доказал всему миру, что умеет ценить законы экологии. В частности весь город был переведен на природный газ – вместо дешевого сжигаемого в печи угля. В преддверии Олимпиады сотни предприятий вывели за черту города. От песчаных вихрей со стороны пустыни Гоби Пекин теперь защищает «Зеленая стена» – полоса зеленых насаждений. И сам город озеленен в небывалых для себя масштабах, хотя поддерживать жизнь растений в условиях постоянной жары не так-то просто, а главное, недешево. Всего на решение экологических проблем было потрачено $1,3 млрд.
Конечно, наибольшее внимание в дни проведения Олимпийских игр приковано к спортивным аренам – их китайские инвесторы постарались сделать максимально запоминающимися и технически совершенными.
Главный спортивный объект Олимпиады – Национальный стадион Пекина – получил неофициальное прозвище «Птичье гнездо». С ним он действительно имеет определенное сходство благодаря своей сетчатой структуре, созданной множеством переплетенных стальных балок. Общая площадь «гнезда» составляет 250 тыс. кв. м, он вмещает 100 тысяч зрителей. После завершения Олимпийских игр стадион продолжит функционировать как место проведения значимых событий национального и международного уровней, а также масштабных культурных мероприятий. Кстати, американский журнал Time включил эту арену в список «Десяти лучших архитектурных сооружений в мире по итогам 2007 года».
Напротив стадиона расположился второй символ нынешней Олимпиады – Национальный центр водных видов спорта. Внешне это уникальное сооружение похоже на гигантский куб, стороны которого заполнены тремя тысячами специальных «подушек» ярко-синего цвета, выполненных из тефлона и надутых воздухом. Эта мембранная структура, закрывающая простой прямоугольный стальной каркас, – первая в Китае, а также самая большая в мире (ее площадь составляет целых 110 тыс. кв. м). Подобный архитектурный замысел не только эффектен, но и очень практичен: «подушки» удерживают комфортную плюсовую температуру внутри гигантского комплекса даже в зимние месяцы. В жаркое же время года в здании предусмотрена специальная вентиляционная система, основанная на теплообмене между горячим воздухом в помещении и более прохладным снаружи. Также стены нового спорткомплекса не будут нуждаться в очистке: благодаря очень высокой гладкости тефлона пыль и грязь практически не скапливаются на фасадах.
Шедевром градостроительного искусства заслуженно можно назвать и весь комплекс Олимпийского парка, на территории которого архитекторы любовно совместили современные объекты со старинными храмами. В частности, рядом с Олимпийским стадионом стоит 500-летний храм Нян Нян (Niang Niang Temple), посвященный богине плодородия, а на севере Олимпийской деревни находится храм Короля Дракона (Dragon King Temple), которому 350 лет.
Кстати, задача гармонично вписать олимпийские объекты в древний город с его строгой графической структурой оказалась едва ли не самой сложной. Дело в том, что через весь Пекин проходят два главных меридиана — с севера на юг и с востока на запад, пересекаясь на главной площади страны Тяньаньмэнь. Первые проектировщики Пекина верили, что центральный меридиан (им считается линия юг – север) гарантирует вечную стабильность.
Поэтому Олимпийский парк разбили на продолжении этой оси, а «Птичье гнездо» и «Водный куб» поставили друг напротив друга по обе стороны от центрального меридиана.
Самое же грандиозное транспортное сооружение – это, бесспорно, новый терминал Пекинского аэропорта, созданный по проекту титулованного британского архитектора Нормана Фостера. Площадь терминала составляет больше 1 млн кв. м, и одновременно принять он сможет около 43 миллионов пассажиров в год. «Его парящая аэродинамическая крыша и подобная дракону форма передают поэзию полета и ассоциируются с традиционными китайскими цветами и символами», – говорит сам архитектор о своем проекте. Кстати, это сооружение уже признано мировым рекордсменом: новый терминал является самым крупным зданием и самым крупным терминалом в мире.
Текст: Глеб Перов
Журнал «Собственник»