Возвращение Средневековья
В эпоху романтизма среди европейской аристократии господствовала мода на все английское: дворяне одевались в британские туалеты, заводили борзых и встречались за файф-о-клоком – традиционным английским полдником. Страстной поклонницей этого стиля была и княгиня Элеонора Шварценберг.
По замыслу приглашенных ею в 1838 году венских архитекторов, замок Глубока должен был повторить резиденцию английских королей в миниатюре. И, хотя планы зодчих не были выполнены до конца, на месте старого замка выросло четырехэтажное здание в форме вытянутого прямоугольника с двумя внутренними двориками и десятком башен, действительно напоминающее знаменитый Виндзорский дворец.
Из Англии пришла в Европу и мода на неоготику. Во второй половине XVIII и XIX веке, когда Средневековье с его рыцарскими турнирами и крестовыми походами уже сделалось далеким прошлым, окутанным ореолом романтики, готические мотивы надолго завладели воображением архитекторов. Глубока как раз являет собой искусную стилизацию под средневековый рыцарский замок. В ее архитектурном рисунке преобладает готическая вертикаль. Помпезный родовой герб на фасаде, характерные для готики зубчатые стены и дозорные башни, резной каменный декор и изящные розетки, стрельчатые окна и тонкие шпили завершают воссоздание средневековой ауры. Завершая ансамбль, малая архитектура и клумбы сада повторяют контуры и линии здания.
Интерьерные иллюзии
Интерьеры замка соответствуют его внешнему виду и тоже стремятся воспроизвести обстановку Виндзора – с той только разницей, что в английском дворце почти 800 комнат, а в Глубоке лишь 140. При входе взгляду посетителя открываются две монументальные аркадные галереи вдоль лестниц, увешанные портретами, оружием и рыцарскими доспехами. Деревянные двери с богатой резьбой, ведущие в библиотеку, напоминают торжественные порталы готических храмов.
Резьба по дереву украшает большинство залов. В течение 30 с лишним лет семь талантливых мастеров создавали деревянные панели салонов, порталы, стены, кассетные потолки. Выполнены они из липы – наиболее мягкого материала, не трескающегося при высыхании. Паркет с искусно выполненным, различным во всех помещениях узором составлен из шести пород дерева.
Иллюзию средневекового интерьера поддерживают подлинные гобелены XVII века. В Глубоке находится богатейшая коллекция гобеленов, изготовленных в Бельгии. Одни из них изображают античные сюжеты, другие – библейские. Среди наиболее ценных – гобелены, помеченные знаком наивысшего для того времени качества BB (Bruxelis Brabantiae).
В спальне княгини Элеоноры привлекает внимание кровать в стиле барокко с тяжеловесными украшениями из резного дерева. Здесь же стоят редкие комоды эпохи Рудольфа II. На стене венецианское зеркало в тяжелой раме. Интересно, что зеркала висят в комнатах замка выше человеческого роста, будучи не столько предметом обихода, сколько элементом роскоши. В основном хозяева пользовались небольшими зеркалами, стоявшими на туалетных столиках.
На стенах спальни висят картины – копии старинных мастеров: «Мадонна со святым Георгием» Леонардо да Винчи, «Сидящая Мадонна» Рафаэля и другие. Несмотря на то что это лишь копии, они имеют большую ценность, поскольку являются почти ровесниками оригиналов. Стены отделаны снизу резными деревянными панелями, сверху обоями из текстиля. Сводчатый потолок богато украшен резными липовыми панелями и вставками из кожи, покрытой позолотой и росписью.
Соседний салон запоминается «дельфиновым» секретером, названным так из-за ножек, выполненных в виде дельфинов. Забавно, что в XVIII веке немногие представляли себе, как выглядят эти животные, поэтому вырезанные из дерева фигурки достаточно отдаленно напоминают морских млекопитающих.
Некоторые помещения дворца освещается люстрой из итальянского «щипаного» хрусталя, но в большинстве салонов люстры местного хрусталя – богемского, ставшего впоследствии не менее знаменитым.
Салонная жизнь
В солнечном «утреннем» салоне хозяева замка завтракали. В настоящем Виндзорском дворце соответствующий зал был в несколько раз больше и использовался для приемов. В Глубоке он выполнял отчасти функции фамильной картинной галереи. На висящих здесь портретах изображены выдающиеся представители рода Шварценбергов.
Салон «Двенадцать месяцев» украшает серия картин, аллегорически изображающих месяцы года. Потолок здесь представляет собой неоготические крестообразные своды с росписью по штукатурке. Богатейшая резьба по дереву украшает раму зеркала и камин. Этот зал, как и многие помещения замка, декорирован очень ценными витражами XVI и XVII веков, привезенными Шварценбергами из Швейцарии. Кроме того, в замке находятся коллекции чешского и австрийского хрусталя, дельфтского фаянса, итальянской майолики, мюнхенского, венского, севрского и славковского фарфора, народной южночешской керамики. Есть даже предметы из редчайшего геолитового стекла, секреты изготовления которого утрачены навсегда.
В столовой стоит оловянная посуда XVII века. Но поскольку она очень тяжелая – каждый из предметов весит от 3 до 5 кг – уже в следующем столетии она вышла из употребления и использовалась только в декоративных целях.
Большую столовую замка отличает ценный ренессансный потолок, перевезенный из резиденции Шварценбергов в Чески-Крумлове, и брабантские гобелены, изображающие фламандский быт. За раскладной стол, который увеличивался за счет дополнительных 12 досок и 20 ножек, можно усадить 72 человека.
Интерьеры некоторых помещений украшают оригиналы и копии старинного оружия (копии в основном были изготовлены во второй половине XIX века): доспехи, мечи, сабли, пики, ружья и даже пушки. Коллекция содержит также несколько очень редких и ценных экспонатов замкового оружия.
Книги – это богатство
Замок Глубока славится и богатейшей библиотекой Шварценбергов, содержащей 12 тыс. томов. Здесь имеются книги по многим отраслям знаний: истории, дипломатии, военному делу, мореплаванию, а также художественная и детская литература, в основном на немецком языке. Над книжными шкафами размещены 26 гербов династий, когда-либо владевших замком. На специальных напольных подставках стоят огромные, каждая весом в 50-60 кг, охотничьи книги, в которых велся счет трофеям. Охота была любимым развлечением богемского дворянства.
В Курительный салон, назначение которого ясно из названия, вход дамам был запрещен. В его интерьере доминирует огромный каменный камин весом в 16 с лишним тонн. Пространство над ним украшают родовые гербы. Среди мебели выделяется секретер XVII века, отделанный «руиновым» мрамором. На нем как будто угадываются очертания ландшафтов и развалин, но на самом деле этот рисунок создают мраморные прожилки, созданные самой природой. Такие фрагменты специально искали в разрезах мраморных глыб и затем полировали.
Замок Глубока – яркий образец псевдоготического стиля, его интерьеры повествуют об истории жизни его хозяев, поэтому прогулка по нему становится увлекательнейшим экскурсом в прошлое.
Текст: Мария Лукьянова
журнал "Собственник"