Деревянный рай
Считается, что в северную Норвегию стоит ехать исключительно ради уникальной природы, катания на собаках, охоты и рыбалки, а вот интересных объектов архитектуры там практически нет. Нельзя сказать, что такое утверждение в корне не верно, так как оно имеет вполне оправданное обоснование: большая часть домов действительно выполнена достаточно просто и неприхотливо, а их образ основан, скорее, на функциональной, нежели эстетической составляющей. И тем не менее, здесь также есть на что посмотреть и чему удивиться.
Разумеется, в стране, взявшей в последнее время четкий курс на развитие туриндустрии (и, в частности, активно нацеленной на гостей из России), в авангард сразу же вышла архитектура отелей. Только часть из них выглядит как традиционные современные здания в минималистичном стиле. Многие гостиницы и базы отдыха, особенно расположенные в лесах, ставятся в виде просторных изб из широких бревен и оформляются при помощи различных деревенских предметов: например, тележных колес, которые часто вешаются на стены и становятся, таким образом, своеобразным декором фасадов.
Однако, разумеется, дома украшаются не только «развесистой клюквой» предметов народного быта. Здесь используется огромное количество резных украшений, плетеной мебели, расшитых вручную занавесок, других деталей, на которые даже не сразу обращается внимание. Практически все выполняется самими хозяевами небольших гостиниц вручную. Поразительное умение создать концепт буквально из ничего вообще является отличительной чертой скандинавского дизайна, и в северной Норвегии это становится заметно особенно отчетливо.
Романтичное очарование гостиничным норвежским «избушкам» придают крыши с насыпанным на них грунтом, на котором плотным слоем растет трава и лесные цветы. Подобное решение не просто придает необычный вид дому, но и дополнительно утепляет его. Такая методика перекликается, кстати, с методом возведения традиционных саамских чумов (саамы — малая народность, веками проживавшая на территории северной Норвегии). Идея дома, со стен или крыши которого можно сорвать яркий цветок или сладкую ягоду морошки, прекрасно ложится в общее понимание архитектуры как части или продолжения природы.
Активно используются в интерьерах оленьи шкуры: ими устилают деревянные лавки, полы, а также вешают на стены. Они не только служат своеобразным аутентичным украшением, но и позволяют дольше сохранять тепло, что немаловажно для северного края. Именно из этих соображений еще одним обязательным элементом большинства гостиниц выступает натуральный камин, который может топиться даже летом.
При взгляде на архитектуру и интерьеры домов, можно заметить особенную любовь норвежцев к деревянным (в том числе резным) предметам, и это вполне объяснимо: кроме того, что древесина является основным строительным материалом в лесных районах, она прекрасно ложится в современные течения дизайна, столь любимые скандинавскими странами. Светлые, гладкие поверхности древесины либо оставляются открытыми, либо пропитываются специальными составами, которые подчеркивают ее золотистый оттенок.
Архитектура будущего
Если в небольших деревянных домах следование природе выражено, в основном, за счет деталей, то более серьезные проекты разрабатывают природную эстетику, делая ее основой образа. Одним из наиболее ярких примеров этого может служить «Галерея серебра», основанная в 50-х годах прошлого века.
История этого здания не менее интересна, чем его причудливая архитектура. Галерея состоит из анфилады комнат, каждая из которых имеет свою композицию (хозяева выставляют в них серебряные украшения ручной работы, а также привезенные из разных стран предметы искусства) и принадлежит собственному десятилетию, когда они были возведены и присоединены к общему пространству дома: здесь можно переходить из 50-х в 60-е, затем 70-е и так далее.
В какой-то момент, когда в композиции оказалось два стоящих рядом небольших домика рядом с внутренним двором посередине, хозяева галереи никак не могли решить, как бы их объединить так, чтобы это выглядело не топорно, а максимально естественно. И вот наступила долгая полярная зима, толстый слой снега лег между крышами и провис над двором. Решение пришло само: хозяева в точности повторили снежную линию при помощи дерева, создав таким образом гнутую крышу, стоит отметить, довольно сложную с технической точки зрения.
Собственно, философии единства искусства и природы подчинена не только архитектура здания, но и вся жизнь хозяев — семейной пары, которая когда-то в середине прошлого века приехала в этот край, чтобы понять, что более важно для человека: искусство или природа, и только в единстве этих понятий нашедшая истину.
Стоит признать, что саамы, несмотря на всю свою самобытность, практически ничего не принесли в архитектуру страны. Даже здание саамского парламента было спроектировано норвежским архитектором. Издали оно несколько напоминает корабль, особенно за счет того, что одно из его зданий выполнено в виде паруса. Образ, выполненный в современном стиле, прекрасно раскрывается за счет применения натуральных материалов: основа дома выполнена из древесины. Одной из наиболее ярких особенностей становится большое количество стекла, используемое на фасадах. Роль такого остекления становится особенно понятной при входе в само здание: открытые светлые пространства с большим количеством воздуха обставлены выполненной специально для этого проекта деревянной мебелью.
Единство образа, создаваемое архитектурой и интерьерами, поддерживается и аккуратным вписыванием любого здания в ландшафт. Максимальное сохранение окружающей природы является для норвежцев нормой, ведь северные леса при всей их пышности более чем уязвимы, и какая-нибудь протоптанная дорожка может зарастать десятилетиями. Именно поэтому здесь стараются не только не повредить, но и приумножить. Большое количество цветов, которые высаживаются практически рядом с любым домом — обычная картина для северной Норвегии. Именно они расцвечивают даже самые обычные домики, делая их светлыми, яркими и удивительно приветливыми.
Автор: Надежда Двоскина