Chalet в переводе с французского означает «швейцарский домик в горах» или «шале». Филологи, особенно те из них, кто любит проводить романтические параллели, находят фонетическую и смысловую общность слов Chalet и Chale (шаль), а также Chaleur (жар, тепло). Такой подход не лишен логики: дом в заснеженных горах — это прежде всего обитель уюта, на протяжении веков ассоциирующаяся с отдыхом от тяжких трудов, пылающим очагом, горячей пищей и приготовленным на открытом огне согревающим напитком. Добавившийся к этому понятию в последние десятилетия лоск не лишил шале присущего ему необычайного комфорта, как это часто бывает при резкой смене позиционирования, но безусловно повлиял и на экстерьер постройки, и на ее конструктивные особенности.
У камелька
Альпийские морозы — не чета сибирским, и все же для изнеженной Южной Европы это своеобразный полюс холода. Поэтому важнейшими требованиями к дому были тепло- и влагоизоляция, а также прочность и надежность, позволяющие выдержать мощные снегопады и снежные лавины. Кроме того, дом строился из имеющегося в горах материала, а это были камень и дерево. Его конструкция должна была быть такова, чтобы возведение цокольного этажа на склоне не вызывало проблем. И наконец, дом-шале никогда не был маленьким строением, потому что изначально служил для защитыь от непогоды как людей, так и скота.
Всего обычно устраивалось три этажа. Первый из них, цокольный, всегда был из камня — именно это позволяло возводить строение на горном склоне и обеспечивало прочность. Сосна и лиственница становились материалами для второго и третьего (мансардного) этажей: собранная из массивного деревянного бруса надстройка как нельзя лучше гармонировала с суровым обликом зимних Альп и отлично смотрелась летом на фоне зеленых лугов. Дерево под воздействием ветра, снега, дождей, солнца, холода со временем становилось темным; иногда их штукатурили и белили известью (как правило, только один фасад делался нарядным). Поверх побелки весьма характерны были надписи. Для дополнительной защиты стены дома с подветренной стороны иногда обшивали гонтом (тонкими деревянными пластинами) или щепой.
Основная архитектурная особенность шале — покатая и сильно нависающая над вертикалью стен крыша. Такая конструкция обеспечивала наилучшую защиту от непогоды. Покрывали крыши дранкой или гонтом; зачастую сверху придавливали этот кровельный материал камнями, чтобы не сорвали порывы ураганного ветра. Крыша шале, кроме всего прочего, позволяла собирать для хозяйственных нужд естественную влагу — весьма дефицитную в горах летом. А скошенный потолок последнего этажа придавал дому неповторимое обаяние.
Щипец крыши с коньком всегда ориентировали на восток, откуда восходит солнце. Дом старались построить таким образом, чтобы самый красивый фасад смотрел на долину, и этот парадный фасад дополнительно декорировали разнообразными, но при этом довольно лаконичными архитектурными деталями: выступами, балконами, резьбой. Со временем террасы и балконы становятся для шале чертами, ничуть не менее характерными, чем своеобычные крыши. Выходящие далеко за периметр дома террасы словно зависают над долиной, опираясь на балки. Балконы, как правило, делались в два яруса и нередко украшались незатейливой резьбой. Популярность как террас, так и балконов можно объяснить тем, что они создавали дефицитные на горных склонах горизонтальные поверхности и увеличивали полезную площадь дома без больших затрат труда и стройматериалов.
Внешний облик шале, таким образом, получался довольно лаконичным. Все, чем один дом мог отличаться от другого, — это роспись фасада. Часто в ней использовались библейские мотивы; наиболее популярны были изображения Святой Девы Марии и широко известных и почитаемых на Западе хранителей домашнего очага: Флориана, Леонарда, Георгия, Себастьяна и великана Кристофа. Весьма распространены были надписи большими готическими буквами на белом фоне отштукатуренной стены — девизы или местные пословицы.
Со временем быт владельцев стад претерпел значительные изменения. Например, для домашнего скота строились отдельные помещения — овчарни, коровники и т. д. Однако люди настолько привыкли к шале, что он остался таким же просторным, как и в былые времена. Средняя площадь жилого пространства в таком доме составляет около 600 кв. метров.
Шале как архитектурный стиль характерен для всех Альп — и французских, и швейцарских, и австрийских, и германских, и итальянских. В 70-е годы прошлого века стало модным превращать довольно скромное горное жилище в роскошное жилье. Для этого не делали радикальной перестройки всего здания, ограничиваясь в основном проведением канализации и отделкой интерьеров. Часто их владельцами становились известные всему миру люди, в частности киноактеры. Традиция присваивать каждому дому имя собственное не уникальна, но, однако, только имена шале с биографией ныне хорошо известны завсегдатаям альпийских горнолыжных курортов.
Веянья времени
Растущий во всем мире интерес к горнолыжному спорту и обозначившаяся в последние 20 лет традиция покупать жилье за границей в качестве второго, курортного дома заставили архитекторов и строителей задуматься о постройке современных шале. В этом случае уже изначально ставилась задача строить роскошные дома с характерными архитектурными чертами, полюбившиеся во всех странах, и дополнять их новыми элементами комфорта.
В современных шале прижилась традиция создавать двусветное пространство. Стеклопакеты позволяют сохранять тепло даже в прохладных Альпах, и сегодня нет смысла делать окна маленькими. Зато остекление на два этажа мгновенное меняет суть интерьера, наполняя его воздухом и давая ощущение простора и легкости.
Некоторые современные шале могут похвастать скругленными углами в отдельных помещениях, чего, само собой, на старых фермах не было и быть не могло.
Те дома, что строятся вблизи самых фешенебельных курортов, изначально задуманы как очень дорогие — цена 15 млн евро в Куршевеле или Шамони никого не удивляет. Поэтому для отделки таких шале применяют самые дорогие материалы, обставляют их роскошной мебелью. Семь-восемь спален, большая часть из которых расположены именно в мансардном этаже, обычное дело; иногда обустраивают даже не спальни, а то, что в отельном бизнесе называют сьютами, — изолированные «квартиры внутри дома», помещения, где свободно могут переночевать двое-трое.
Конкурируя за внимание публики (очень многие современные шале строятся с расчетом на то, что они будут сдаваться в аренду, и цены в высокий сезон достигают 150–200 тыс. евро в неделю), хозяева самых шикарных шале нередко стремятся предоставить отдыхающим возможность сочетать радость горнолыжного отдыха с процедурами спа. Самое первое подобное шале — великолепное, четырехэтажное, с восхитительным видом на горы, находится в районе Savoleyres, в центре Verbier, который еще называют местом между небом и землей. Это уникальное здание поражает как масштабами, так и архитектурой и отделкой. Бассейн, например, здесь таких габаритов, каким не всякая крупная гостиница на средиземноморском побережье может похвастать. В более скромных вариантах на террасе будет спа-бассейн, но без этого элемента «сладкой жизни» сегодня отдых в горах не обходится. Вернувшись с трассы, окунуться в теплую воду и одновременно любоваться видами на Монблан или другие альпийские вершины — ни с чем не сравнимое удовольствие.
У шале огромные шансы на успех и сейчас, и в будущем. Ввиду глобального потепления в Южной Европе все тяжелее оставаться в городах в жаркий летний период. И шале становится не только символом роскошной, и вполне здоровой жизни, а летние Альпы манят отдыхающих ничуть не меньше, чем горнолыжников зимой.
Автор: Наталья Иванова