Поиск по статьям

Крест на новом строительстве в Нью-Йорке

13 апреля 2009 года
| Рубрики: Рынки и цены
Теги: США

Сразу два амбициозных девелоперских проекта заморожены в Нью-Йорке по причине кризиса банковской системы и никак не останавливающегося роста цен на строительные материалы. Речь о реконструкции двух крупных сортировочных станций – в Бруклине (Atlantic Yards) и на Манхэттене (Hudson Yards).

На их месте должны были появиться новые жилые и общественные центры – яркие архитектурные объекты, которые критики уже поторопились вписать в историю зодчества нового века. Однако сегодня оба проекта заморожены на неопределенные сроки, а нью-йоркские газеты пестрят заголовками о том, что кризис, сопоставимый по размаху с Великой депрессией, ставит крест на развитии мегаполиса.

Реконструкцией Hudson Yards – железнодорожного узла, расположившегося всего через три улицы от знаменитой Мэдисон Сквер Гарден, занимается компания Extell Development Group. Гигантская сортировочная станция расположена прямо на берегу Гудзонского залива – и до сих пор эта часть Манхэттена была практически выключена из общественной жизни города. Пути, ангары, поезда – вот и все, что украшало Hudson Yards. С другой стороны, это последний незастроенный участок одного из самых дорогих районов Нью-Йорка, и девелоперы давно на него засматривались. Против реконструкции всегда выступала компания MTA, управляющая железнодорожными сообщениями на Лонг-Айленде, и лишь Extell Development Group нашла способ сломить сопротивление собственника. Конструкторское подразделение девелоперской фирмы предложило не уничтожать станцию, но перекрыть ее и тем самым дать всей территории шанс начать новую жизнь. Специальные особо прочные платформы должны были скрыть паутину рельс от горожан и одновременно защитить будущих обитателей новых кварталов от акустического дискомфорта, неизбежного в районе любого вокзала. На гигантском своде-стилобате предполагалось построить жилье, гостиницы, бизнес-центры, объекты культурного назначения.

В начале 2007 года Extell Development Company провела архитектурный конкурс на лучший проект генерального плана развития всей территории Hudson Yards. В этом состязании победило всемирно известное бюро Steven Holl Architects (в 2001 году журнал Time присвоил Стивену Холлу титул «Лучший архитектор США» за «здания, которые настолько же духовны, насколько красивы»). Территорию сортировочного узла, имеющую форму вытянутого прямоугольника, архитекторы предложили разрезать на два квадрата, каждый из которых по диагонали прорезает новая авеню.

Квадраты, названные Eastern Rail Yards и Western Rail Yards, имеют различное функциональное назначение: первый состоит в основном из офисов и торговых площадей, кое-где перемежающихся общественно-культурными зонами, второй отдан под жилье. Кроме того, в состав Western Rail Yards, имеющего выход к реке Гудзон, войдет пассажирский терминал и стоянка водного такси – отсюда горожане смогут добираться до Нью-Джерси, минуя мосты и существенно экономя время на знаменитых нью-йоркских пробках. Архитектуру нового района отличает подчеркнутая футуристичность: высотные здания, решенные в причудливых кристаллоподобных формах, развивают и поднимают на новую ступень традиционную для этого города тему небоскребов. Всего в рамках проекта предполагалось построить более 2 млн кв. м офисов, по 100 тыс. «квадратов» торговых и гостиничных площадей, около 13 тыс. квартир.

Важная роль отводилась и масштабному озеленению территорий: девелоперы очень хотели, чтобы yards превратились в gardens. Общая стоимость реализации проекта, включая сложнейшую операцию по заключению существующей железнодорожной станции в суперпрочную звуконепроницаемую оболочку, оценивалась почти в $15 млрд. В 2007 году у девелопера не было никаких сомнений в том, что на застройку Манхэттена могут быть найдены и не такие деньги. Сегодня, увы, все, на что решается Extell Development Company, так это бесконечная оптимизация бюджета проекта и сокращение программы застройки (и пока только на бумаге).

Atlantic Yards – не менее амбициозный проект (хотя и более дешевый – всего-то $4 млрд) по перепрофилированию сортировочной станции в Бруклине. Как водится, началось все с малого. Была давно не используемая станция, а вот современного спортивного комплекса и, в частности, стадиона не было. И конечно, рано или поздно должен был найтись человек, который бы связал эти факты воедино. Им оказался глава администрации Бруклина Марти Марковитц. Возможно, он и не проявил бы чудеса смекалки, но грянули выборы – время красивых идей и более красивых обещаний. Вскоре на реализацию идеи нашелся и девелопер – компания Forest City Ratner Companies, в активе которой находится более 1 млн кв. м офисных площадей Нью-Йорка. FCRC с энтузиазмом взялась за дело, заказала проект стадиона самому Фрэнку Гери (живой легенде современной архитектуры, одному из основоположников деконструктивизма, автору музея Гуггенхайма в Бильбао) и просчитала коммерческую составляющую этой истории. Оказалось, что строительство оснащенного по всем правилам стадиона «от Гери» сулит выгоду только вместе с очень солидным довеском в виде офисов, гостиниц и жилья. В результате стадион, получившийся действительно очень эффектным и имеющий запоминающуюся кровлю в виде разрезанного на отдельные лепестки овала, тесным кругом обступают 16 (!) высоток различных форм и функций.

Помимо собственно железнодорожных путей и технических служб, на территории Atlantic Yards расположено много ветхого жилья, мелких магазинов и кафе. Все они сегодня сносятся (с конца 2006 года), а владельцам выплачивается обычная в таких случаях компенсация. Но даже деньги не примирили бывших обитателей квартала с новым проектом. Масса противников у начинания FCRC и среди жителей всего остального Бруклина – уже полтора года вокруг Atlantic Yards разгораются нешуточные баталии, а против девелопера ведется настоящая информационная война. В числе главных претензий, предъявляемых проекту, называется непродуманность транспортной составляющей: комплекс возводится на пересечении двух крупнейших магистралей района, и, учитывая, что один только стадион рассчитан на 18 тыс. человек (прибавьте к этому обитателей более 6 тыс. квартир и 15 тыс. новых рабочих мест), он грозит полностью парализовать бруклинские трассы.

Впрочем, все пикеты и разоблачительные публикации в прессе мало волновали девелопера, получившего серьезную поддержку города и государства. А вот финансовый кризис практически полностью остановил реализацию проекта: пока инвесторы найдены лишь на 3 площадки из 17, да и с теми долгосрочные отношения официально до сих пор не оформлены.

Текст: Глеб Перов

Журнал "Собственник"

Условия цитирования материалов Prian.ru

Статьи
Как купить квартиру в Нью-Йорке: пошаговая инструкция от опытного риэлтора

Если вы планируете жить, работать, вести бизнес в Нью-Йорке, вам будет полезно узнать из первых уст о том, как в США проходит процесс приобретения недвижимости. Какие сложности могут ожидать покупателя, приехавшего из страны, где не только говорят на другом языке, но и сам жизненный уклад отличается от американского. Рассказывает лицензированный риэлтор The Serhant Team, Nest Seekers International, Ирина Балуева. Читать

Главные вопросы иностранного инвестора в Нью-Йорке

Лучшие города для инвестиций в недвижимость, самые «горячие» рынки для международных покупателей, наиболее конкурентоспособные и перспективные мегаполисы… Нью-Йорк всегда занимает первые места в глобальных рейтингах. Сюда стекается капитал со всего мира – от Австралии до России, от Бразилии до Китая. Город на Гудзоне радушно принимает всех инвесторов – и всех заставляет действовать по своим правилам. Каким? Рассказывает лицензированный риэлтор Ирина Балуева, представитель The Serhant Team, Nest Seekers International. Читать

Риски при покупке недвижимости в США

Сделки с недвижимостью в США регулируются не столько федеральным законодательством, сколько законами штатов и судебной практикой. На деле это означает, что условия покупки, риски и требования в одном регионе будут существенно отличаться от другого. С какими сложностями может столкнуться иностранный покупатель в Америке, и на что обращать внимание при выборе объекта – в этом материале. Читать

Как найти работу в США, кем устроиться и сколько можно заработать?

Америка – страна больших возможностей. С каждым годом она привлекает все больше иностранцев не только своим масштабом и уникальным характером каждого штата, но и развитием. И если вы не являетесь счастливым обладателем Green Card, встает вопрос: как получить рабочую визу в США, где найти подходящую вакансию и на какую зарплату можно рассчитывать? Об этом – в статье Prian.ru. Читать

Гринкарта США по программе EB-5: сложные вопросы

Государственная инвестиционная программа ЕВ-5 работает с 1990 года. Она дает возможность иностранным инвесторам получить американский ВНЖ, а со временем – и гражданство. В последнее время регулярно возникают предложения поднять минимальную сумму вложений. Успокоим претендентов: пока этого не произошло, для получения Гринкарты по-прежнему достаточно $500 000. Но прежде чем вступать в программу, надо разобраться со множеством сложных вопросов. Ответы на некоторые из них – в материале Prian.ru. Читать