– Господин Ваддуп, весну 2018 года многие риэлторы сравнивают с самыми тучными годами, когда россияне покупали много и везде. Вы как организатор выставки чувствуете подобный энтузиазм? И если «да», то с чем его связываете?
– Скажем так: ситуация неплохая. К нам приехали 92 участника из 30 стран, мы привлекли экспонентов буквально отовсюду – вплоть до Австралии.
Очень сильно в последние годы вырос интерес к Испании, снова стабильны позиции болгарских компаний. В 2018 вернулась на прежние позиции Франция.
Так что мы довольны. Особенно если абстрагироваться от политической обстановки в мире.
– То есть 2018 год оказался лучше предыдущих?
– Не все так однозначно. Вы же помните времена, когда на нашей выставке было более 200 экспонентов. Сейчас же мы довольны тем, что их более 90…
– Вы сами замечаете, что политика влияет на покупателей не меньше, чем экономика. Так она вам скорее мешает или помогает? Ведь очевидно, что за последние 2-3 года все больше людей стали покупать зарубежную недвижимость не просто, чтобы жить на курорте…
– Да, это так. Множество гостей выставки говорят: «Мне нужен актив в другой валюте. Я живу в России и люблю мою страну, но не могу позволить себе платить за все в два раза дороже, чем оно того стоит». Так что мы видим тенденцию в инвестиционном секторе.
Безусловно, есть ещё одна тенденция. Кого-то не устраивает ситуация в России, люди хотят жить другой жизнью, – и начинают задумываться о переезде за границу.
– А есть среди ваших потенциальных экспонентов компании, которые отказались участвовать в выставке по политическим причинам?
– На Property Show работали шесть компаний, имеющих офисы в Великобритании. Я лично говорил с ними. Они признаются, что дома слышали предупреждения в стиле «вас там не ждут». Но они считают, что бизнес есть бизнес и не видят никаких проблем.
– Вы помните свою первую выставку в России?
– Отчетливо! Мы решили организовать Property Show в отеле. Это был 2003 год. У нас было очень мало посетителей, и я нервничал. Но в итоге оказалось, что участники сделали много продаж. И это был потрясающий период, когда я строил свою команду. Очень веселое время.
– А если мы сравним посетителей Property Show 15 лет назад, пять лет назад и сейчас? Как они изменились?
– Это очень хороший вопрос. Когда мы только начинали, рынок был на подъеме. Экономика развивалась, у людей росли зарплаты, самый активный спрос был на элитный сектор и такие направления как Великобритания, Панама, США, Дубай, Франция. Затем спрос расширился. Появились привлекательные для среднего класса страны – Египет, Болгария, Черногория, Турция, Испания. К нам стали приходить и те, кто мог позволить себе недвижимость за границей за 20-50 тысяч евро.
Сейчас же основные посетители понимают: они пришли купить не только то, что им хочется, но и то, что им действительно выгодно. Стала востребована инвестиционная недвижимость, например, в Германии. Поэтому в настоящий момент наша основная аудитория – представители рационального среднего класса. И я думаю, эта тенденция продолжится в ближайшем будущем.
– Выставки – довольно консервативный формат, и всё-таки: что вы собираетесь изменить, скажем, к осени? Или через год?
– Мы продолжим доносить до наших потенциальных участников, что Россия – это перспективное место для рекламы и продажи недвижимости, что здесь их ждут. Я не ожидаю, что число экспонентов превысит, скажем, 100 компаний, все-таки рынку нужно еще какое-то время на бурный рост. Но мы будем стараться делать все возможное. Как и раньше.
Ближайшие выставки по недвижимости aigroup проводит осенью 2018 года.