Руководитель петербургского отделения британского бюро RMJM Филипп Никандров (в Петербурге проектирующий скандально известный «Охта-центр») стал гостем нашего журнала и рассказал об английских традициях градостроительства и не только.
Филипп, скажите, пожалуйста, как менталитет англичан отражается в архитектуре?
Британцы удивительным образом сочетают в своем менталитете как дремучий консерватизм, так и инновационный подход. С одной стороны, кажется, что они «зациклены» на своем маленьком дождливом острове, с другой стороны, британская любознательность, интеллект и предприимчивость привели к тому, что сначала их флот, а затем и культура завоевали почти весь мир, говорящий ныне на английском. В Великобритании родилось большинство великих научных открытий, здесь традиционно сложилась самая сильная система образования в мире. В XVII–XVIII веках, когда в Европе вовсю гремел своими кондитерскими излишествами стиль барокко (который, к слову, так и не прижился в Англии), британцы уже создавали шедевры классицизма и разработали новый стиль парковой архитектуры, поправ догмы выхолощенной французами традиции симметричной планировки. Современная британская архитектура инновационна и прогрессивна, здесь родился стиль хай-тек, а его столпы: Ричард Роджерс, Норман Фостер и позднее Николас Гримшоу, до сих пор являются законодателями моды в архитектуре общественных зданий. И тем не менее жизнь в Британии еще полна консервативных брендов, вроде телефонных будок, почтовых ящиков или урн для мусора, а также полнейших анахронизмов, вроде пресловутых кранов с пробками в раковине, компрометирующих само понятие о санитарной гигиене.
Что это за анахронизм такой антигигиеничный?
Все просто. В Европе очень дорогая вода, а в Британии научились ее экономить: дома они вставляют пробку в раковину и моют все в одной воде, ведь у всех стоят счетчики. А представьте себе, когда в общественном туалете в раковину вставлена пробка и все моют руки в одной воде в целях экономии… Страшное зрелище.
Как типовое жилье Великобритании видоизменялось на протяжении ХХ века?
Великобритания, несмотря на небольшую территорию и высокую плотность населения, сохраняет беспрецедентно низкую плотность застройки в сравнении с другими государствами Европы. Большинство населения, средний класс традиционно живет «на земле», имеет свой небольшой садик перед домом, и не собирается массово переезжать в многоквартирные дома и башни. Я не считаю себя экспертом и не слежу за эволюцией британского типового жилья, но мне кажется, что оно мало меняется, имеет все те же традиционные элементы (вертикальная планировочная схема с внутренней лестницей, наклонная кровля, камин, садик), не растет по площади в связи с постоянным удорожанием стоимостей строительства, и, как любое типовое жилье, неинтересно его потребителю... Однако отдаю должное тому, что формируемая типовым британским жильем среда гораздо более гуманна и сомасштабна человеку или, скажем ребенку, играющему на улице. Думаю, это связано с уважительным отношением общества как к отдельно взятой личности, так и к институту частной собственности в целом. Мощные градостроительные жесты, ломающие средневековые поселения (как, например, парижские бульвары или московские проспекты) свойствены только империям, высоко парящим над личностью индивидуума с его ничтожными правами. В Великобритании же права любого подданного Короны не могут быть безнаказанно проигнорированы государственной машиной, и поэтому здесь всегда было очень сложно (даже монархам) договориться с владельцами недвижимости по поводу любых градостроительных начинаний. Крепостное право здесь исчезло задолго до того, как его отменили европейские соседи, а рабство, существовавшее в колониях, на самом острове было официально запрещено еще в XVIII веке. Когда в России упраздняли крепостное право, в Лондоне уже вовсю строили метро. Дух свободы личности здесь вполне воплощен в сложившихся градостроительных принципах страны и архитектуре жилья для среднего класса.
Британия – законодательница моды. Расскажите подробнее о таком модном сегодня явлении, как «интеллектуальный дом», которое зародилось именно в туманном Альбионе.
Я подозреваю, что термин «интеллектуальный дом» родился в России как неверный перевод понятия smart home (умный дом) или digital home (цифровой дом). Это то, что не имеет никакого отношения к жизни простого британца, а родилось и набирает силу в особняках олигархов-космополитов, которые скупают особняки в Кенсингтоне и Белгравии, соревнуясь в том, кто больше потратит денег на их переоборудование по последнему слову инженерии и электроники. В данном случае потребитель относится к дому по заветам Ле Корбюзье как к «машине для жилья», оснащая свое гнездо, подобно автомобилю, различными системами с дистанционным управлением, чудесами климат-контроля и аудио-видео.
Из каких материалов по преимуществу сегодня строят в Англии?
Кроме традиционных методов, популярны монолитный и сборный железобетон и металлокаркас, как, впрочем, и везде по миру. Из-за высокой стоимости рабочей силы доля монолитного железобетона очевидно ниже, чем в развивающихся странах.
Строятся ли сегодня так называемые «города-сады» в Англии?
По-моему, Англия в целом и есть город-сад, или страна-сад, так я ее себе представляю в идиллических картинах.
Расскажите о правилах жизни и строительства в «зоне консервации» Лондона.
Не имею никакого представления о том, что Вы подразумеваете под зоной консервации, бизнес наступает широким фронтом целой обоймой высотных проектов в районе, скажем, Тауэра, несмотря на протесты и угрозы со стороны ЮНЕСКО и местных организаций. Многие из этих новостроек – действительно шедевры, они будут формировать облик Лондона завтрашнего дня. Мэр Лондона Кен Ливингстон – прогрессивная фигура, он всемерно поддерживает крупные градостроительные проекты. Несмотря на очевидную угрозу целостности и масштабности исторической среды, новые реализуемые высотные объекты Лондона, очевидно, никоим образом не отпугнули туристов, и, наоборот, многие из них стали визитой карточкой города, привлекающей потоки туристов (Swiss Re, London Eye, Lloyds)
Знаком ли англичанам термин «уплотнительная застройка»?
Еще один российский термин, судя по всему, придуманный бюрократами...
Есть ли риски у жителей этой страны, что их землю или жилье изымут в государственных целях?
Великобритания – страна, где частную собственность уважают. Естественно, есть такой документ, как City planning – если уж задумано правительством что-то построить на определенной территории (проложить дорогу или построить бизнес-центр), то ничего тут не поделаешь и никто возмущаться не будет. Но вообще любой проект согласуется по многу лет. Есть страны, в основном это восточные государства, где у людей не спрашивают мнения и строят, что хотят. А в Великобритании постройка любого здания согласуется со всеми и очень долго. Земля, конечно, никогда ни у кого не конфисковывается. Единственный раз, когда у жильцов изъяли большую территорию – это когда строили аэропорт «Хитроу». Тогда все прошло без каких-либо согласований – сделали вид, что его соорудили в военных целях. Однако права граждан, живущих вблизи этого аэропорта, уважаются: самолетам разрешено летать только в дневное время, после одиннадцати вечера аэропорт закрыт.
Как подходят к проблеме реконструкции и сохранения зданий, которые имеют историческую ценность?
Ремонт в историческом центре Лондона постоянно делается, однако к этому подходят очень строго. Кстати, там в старых зданиях есть также коммунальные квартиры, но их состояние не сравнится с состоянием коммунальных квартир в Петербурге. Знаете почему? Потому что коммунальные квартиры там не продаются, а сдаются в аренду. У таких домов с коммуналками есть собственники, которые делают на «комнатах в наем» хороший бизнес и, соответственно, не дают древним зданиям прийти в ветхое состоянии, берегут их, постоянно ремонтируют. Так было и в России до 1917 года – у домов был собственник, который был заинтересован, чтобы дом не рухнул.
Сохраняются ли исторические архитектурные стили в новом строительстве?
Такое бывает, и это отвратительно, как отвратительна любая дешевая подделка, стремящаяся продать себя под чужим брендом.
Как сейчас проектируют в Англии? Как Вы оцениваете профессиональный уровень английских архитекторов?
Безусловно, уровень английских архитекторов в целом намного выше уровня их российских коллег. Разумеется, гениальные зодчие – гениальны везде, независимо от страны проживания, но о них речь не идет. В архитектуре, как , впрочем, и в любой другой профессии, 90% специалистов – весьма посредственны, и только 10% – способны и талантливы. Подавляющая доля архитектуры в любой стране – это плохая архитектура, построенная теми 90% посредственных специалистов. Именно посредственная архитектура формирует среду большинства городов мира. Посредственная архитектура рядового населенного пункта в Великобритании не унижает достоинство и не режет глаз пользователя в сравнении, скажем, со среднестатистическим городком где-нибудь в России или в Китае. Нам в России есть над чем работать. Прежде всего над инфраструктурой.
Беседовала Рената Горошкова
журнал "Ваш Дом за Рубежом"