Прибрежную территорию бывшего международного аэропорта столицы, закрытого с 2001 года, облагородят. Более того, проект станет крупнейшим по восстановлению городов в Европе!
На участке в 6,2 кв. км (в три раза больше Монако!) появятся общественные парки и пляж, небоскрёбы, отели, оздоровительные центры, спортивные сооружения, вело- и пешие дорожки и торговые центры. Помимо непосредственно визуального преобразования территории, проект и его реализация предложат рынку более 80 тыс. рабочих мест (около 10 тыс. временных – только на период строительства).
Несмотря на явные преимущества, масштабная реконструкция вызвала негативную реакцию у части общества. В первую очередь людям не нравятся высотные здания: поднимаясь на 200 м над землёй, они навсегда меняют горизонт Афин. Этот вопрос даже рассматривался в Государственном совете – высшем административном суде Греции.
Но в целом прогнозы благоприятные: привлечение новых инвестиций, которые увеличат ВВП на 2,4%, развитие туризма, культуры, предпринимательства и инноваций. Проект может не только превратить Афины в одно из основных туристических направлений мирового класса (ожидается до миллиона туристов ежегодно), но и оказать положительное влияние на развитие всей страны. Также он уменьшит сезонность и увеличит среднее пребывание и расходы туристов в столице.
Правда, для этого необходимо, чтобы мир стал таким же мобильным, как и до Covid-19. Ведь цены на объекты новых проектов недоступны большинству греков (цена за квадратный метр может пересекать отметку в €7 тыс.). Поэтому ставка делается на иностранных состоятельных инвесторов – например, шведских пенсионеров или саудовских бизнесменов.
План развития афинского метрополитена впервые был опубликован в 1990-х годах. Он предполагал расширение существующих второй и третьей линий. Однако финансовый кризис и слабость национальной экономики не позволили начать реализацию. Концепция новой – четвёртой – линии была озвучена только в 2005 году. Но к её строительству не приступили и тогда.
Только сейчас, спустя несколько лет после анонсирования проекта, его возобновляют – в 2022 году. Планируется, что это будет самая безопасная линия в городе, проект нового поколения, современный и экологически чистый.
Согласно действующему соглашению, в течение шести лет на 13-километровом участке от пригорода Галаци до городского района Гауди появится 15 станций. Это в свою очередь позволит разгрузить улицы от машин (на 60 тыс. единиц в день меньше) и от выбросов углекислого газа (на 318 тонн меньше ежедневно). А к 2030 году новая линия будет обслуживать до 341 тыс. пассажиров в сутки.
Однако, как и в предыдущем случае, не всех устраивает новый проект, ведь «строительство новой линии метрополитена будет сопровождать шум, а сами работы займут часть общественных пространств города».
Также «зелёные» активисты протестуют, считая, что расширение метро неминуемо приведёт к потере парковых зон и лесных насаждений. По их мнению, сокращение транспортных выбросов в перспективе не полностью покрывают экологическую выгоду от деревьев. Однако город считает, что несколько лет строительных работ – это «ничтожно малое количество времени», чтобы говорить о проблеме воздействия на окружающую среду.
Афинской Ривьерой называют протянувшийся на 70 км вдоль Саронического залива – от южных пригородов до мыса Сунио – пляжный участок с небольшими бухтами и маринами.
В 2017 году начались работы по реконструкции зоны залива Фалиро. В 2020 году этот этап был завершён, и город приступил ко второму. Он охватил побережье от дельты Фалиро до Стадиона мира и дружбы, включая районы Цицифис, Каллифея и Мошато.
Итогом работ станут 22-километровая велосипедная и пешеходная зона вдоль моря и общественный прибрежный парк площадью почти 1 кв. км. Также на реконструируемом участке появятся три автостоянки, две из которых будут подземными, общей вместимостью почти тысяча машин.
Кроме этого, старый прибрежный проспект заменят закрытым трубопроводом паводковой воды, который защитит соседние муниципалитеты в случае сильных дождей.
Помимо технологического усовершенствования и визуального благоустройства, проект имеет особое значение – он подчёркивает необходимость доступа к морю для Афин. Это, как считается, привлечёт в столицу дополнительных туристов, которым важна не только историческая составляющая города, но и водный отдых.
Кроме перечисленных масштабных проектов, Афины в ближайшие несколько лет ждёт ещё ряд преобразований. Среди них:
Марина Пириду, главный инженер, строитель-дизайнер компании Vitruvius Investments
– Афины меняются, как и любой современный город, подстраиваясь под новые тенденции и веянья. На рынок строительства и реконструкции сильно повлияло развитие Airbnb. Вместе с приходом данной платформы инвесторы стали вкладывать средства не только в большие проекты, но и в маленькие объекты, которые до этого не пользовались спросом.
Есть категория бизнесменов, скупающих целые здания и преобразующие их в гостиницы с небольшими номерами. После чего сдают их как посуточно, так и на долгий срок студентам и иностранным работникам, приехавшим в столицу Греции на неопределённый срок.
Эти процессы характеризуют не только центр Афин, но и другие части города. Ярким примером является проект «Элиникон» (реконструкция и застройка новыми зданиями территории бывшего афинского аэропорта). Несмотря на то что работы находятся на начальном этапе, проект уже влияет на ценовую политику рынка недвижимости близлежащих районов.
Ярким примером является район Глифада, в котором квадратный метр стоил €4,5 тыс. буквально два года назад, а на сегодня цена поднялась до €9 тыс.! Хороший земельный участок можно было приобрести за €350 тыс. – сейчас аналогичный будет стоить порядка €1 млн.
Замечу, что рост цен на недвижимость происходит не только в отдельно взятой части Афин (просто там он самый ярковыраженный), а по всему городу.
Конечно, рынок потерял определённую активность во время пандемии, но с точки зрения продаж иностранным инвесторам жилых комплексов работал даже в это время. Основной интерес покупателей сосредоточен в северных (элитных) районах города. Например, в престижном районе Кифисья стоимость квадратного метра варьируется от €3,3 тыс. до €4,3 тыс.
Большим спросом пользуется недвижимость в центре, расположенная рядом с акрополем, музеями и другими историческими достопримечательностями.
На мой субъективный взгляд, цены в южных районах менее стабильны, чем в северных. Но наиболее высоким потенциалом обладает недвижимость в центре города. Это то, что всегда будет приносить доход вне зависимости от любых факторов, оказывающих влияние на рынок. Люди, занимающиеся как долгосрочной, так и краткосрочной арендой в историческом центре, всегда будут иметь стабильный доход.
Так или иначе, Афины будут привлекать туристов, посещающих всемирно известные достопримечательности или бывающих в городе проездом по дороге на острова!
Ксения Лопатанова, менеджер по продажам компании Vitruvius Investments
– В Афинах я уже шесть лет, за это время город претерпел значительные изменения. Переехала я в греческую столицу из Дубая, где меня окружало всё ультрасовременное, модерновое, даже футуристичное. На контрасте с той картинкой Греция со своими неровными дорогами казалась… гораздо проще.
Тогда, в 2015–2016 годах, страна находилась под серьёзным контролем со стороны Евросоюза. Альянс накладывал на Грецию ряд ограничений, касающихся подавляющего большинства финансовых транзакций: переводы, снятие наличных в банкоматах, открытие нового счёта, кредиты – всё это было труднодоступно, иногда даже невозможно.
Масса подобных ограничений сужали возможности не только для обычных людей, но и для строительных компаний. Поэтому в то время повсеместно стояли «скелеты» недостроенных зданий.
Ситуация стала меняться в 2018 году, когда ограничительные меры были сняты. Можно сказать, произошло потепление, которое неизбежно распространилось и на рынок недвижимости. Уже в 2019-м начали размораживать стройки, а в 2020-м, несмотря на пандемию, сфера строительства была чуть ли не самой активной!
И сейчас многие из тех пустующих участков, заброшенных каркасов или замороженных строек задействованы, а некоторые комплексы даже сданы в эксплуатацию. Поэтому можно сказать, что, увидев перспективы и потенциал города ещё в 2015 году, я не ошиблась.
Улучшения произошли и с приходом нового правительства. Например, здесь начали вести политику привлечения иностранных инвестиций – лоббировать инициативу, позволяющую грекам, некогда уехавшим из страны и заработавшим за рубежом, вернуться на родину, заплатив уменьшенный налог на ввозимый капитал!
На основании этого и развития масштабных проектов можно прогнозировать и дальнейшие позитивные изменения Афин.
Цены на жилую недвижимость не только не упали в пандемию, но и выросли. Так, по сравнению со вторым кварталом прошлого года цены выросли на 6,4%, а с 2018-го – на все 25%! Более того, если не произойдёт никаких непредвиденных обстоятельств, то к концу 2021 года мы увидим трёхлетний рост недвижимости на 30%.
В пандемию мы фиксировали явное падение такого показателя, как количество сделок с участием иностранцев. Но к настоящему моменту продажи восстановились – не в таком объёме, что раньше, но тем не менее. Заметно возрос интерес, особенно весной, но трудности с передвижением по миру и получением виз до сих пор останавливают часть потенциальных покупателей.
Описанные проекты, несомненно, повлияют на рынок недвижимости Афин. Хотя, на мой взгляд, район вокруг зоны бывшего аэропорта на данный момент переоценён. Из-за активной рекламы цены на близлежащие жилые объекты поднялись ещё в 2019 году. Особенно амбициозно на проект отреагировали частники, которые выставили объекты по явно завышенным ценам. Хотя, конечно, когда проект будет завершён, рост будет абсолютно обоснованным.
Какая инвестиционная стратегия наиболее перспективна в настоящий момент, однозначно сказать сложно, потому что каждый запрос индивидуален.
Если вы рассматриваете жилую недвижимость, советую обратить внимание на север Афин. Там в основном двух-трёхспальные квартиры. Такие всегда можно сдавать местным семьям: это верный арендатор и постоянный стабильный ежемесячный доход. Кстати, такие варианты часто покупают для участия в программе «золотой визы».
Если же вас интересуют объекты, сдаваемые в краткосрочную аренду, например через Airbnb, вам в исторический центр и в районы вокруг него (Паграти, Колонаки). Под эти цели подходят квартиры поменьше – студии и однушки.
Если вы рассчитываете только на летний сезон, выгоднее всего рассматривать южные районы (к примеру, Глифаду). Там останавливаются те, кто едет в Афины за летним отдыхом. Кроме этого, сейчас южные районы могут интересовать цифровых кочевников – людей, которые хотят жить в городе и на курорте одновременно.
Фото: pixabay.com, wikimedia, wikipedia