Летом 2023 года парламент Сербии окончательно утвердил изменения в законах «Об иностранцах» и «О трудоустройстве иностранцев».
Предложенные поправки значительно упростили процедуры легализации в стране.
Для начала надо выбрать подходящую опцию, которая послужит основанием для подачи документов на получение вида на жительство.
Это могут быть:
Покупка недвижимости любой стоимости даёт право запросить ВНЖ.
Рассмотрим поэтапный иммиграционный путь к гражданству через приобретение недвижимости.
Закон обязывает иностранцев оформить временную регистрацию (beli karton) в течение суток после приезда в Сербию.
Адрес кратковременного проживания иностранного гражданина регистрируется в ближайшем отделении полиции или региональном управлении МВД.
В отелях эта услуга бесплатна и обязательна для всех постояльцев.
Если вы арендуете жильё, то нужно договориться о постановке на учёт с арендодателем, так как регистрация иностранных граждан – их обязанность. Им придётся представить подтверждение права собственности на объект.
Детальную инструкцию, как регистрировать место пребывания иностранца, можно найти на сайте МВД Сербии.
В случае несвоевременной постановки иностранца на регистрационный учёт арендодателя ждёт штраф в размере 5–150 тыс. сербских динаров (€43–1300).
Открыть счёт в банке Сербии без ВНЖ возможно, но местные финансовые учреждения ужесточают проверки иностранных заявителей из-за боязни попасть под санкции.
Всем, кто прожил в Сербии меньше года, открывают специальные счета нерезидентов. У вас будет возможность пополнять баланс и совершать покупки, но не проводить банковские переводы со счёта на счёт.
Читайте подробную инструкцию: Как иностранцу открыть счёт в банке Сербии: особенности процедуры
Пройдя все этапы покупки недвижимости, новый владелец получает свидетельство о собственности (list nepokretnosti).
Срок государственной регистрации – в среднем семь рабочих дней. Следить за процессом и скачать электронную версию свидетельства можно на официальном сайте кадастра.
Стоимость недвижимости не имеет значения для положительного решения о предоставлении ВНЖ. Но важно помнить, что объект должен считаться пригодным для проживания, то есть бытовка в деревне для получения статуса резидента не подойдёт.
Читайте наш гайд по процедуре покупки недвижимости в Сербии
Важно! После получения свидетельства о собственности необходимо зарегистрироваться по адресу приобретённой недвижимости.
С начала февраля 2024 года заявки на получение единого разрешения на временное проживание и работу подаются в электронном виде через государственный портал Welcome to Serbia. Там же производится уплата государственной пошлины за рассмотрение запроса. Но соискатели ВНЖ через покупку недвижимости могут подать заявление лично в отделение миграционной службы.
На сайт потребуется загрузить следующие документы:
Для документов на языке страны заявителя нужно представить заверенный перевод на сербский язык.
Желательно также загрузить копию диплома и решение о его признании на территории Сербии (нострификацию). Подать заявку можно удалённо с помощью портала Национального информационного центра академического признания.
Официальный срок рассмотрения заявления на единое разрешение – 15 дней, но реально процесс может длиться до полутора месяцев.
В случае положительного решения иностранца сначала пригласят на сдачу биометрических данных, а потом на получение пластиковой карты единого разрешения.
Для этого нужно дополнительно заплатить за сбор биометрии и выпуск пластиковой карты (примерно €40) через сайт Euprava.
Срок действия первичного единого разрешения – до трёх лет с возможностью продления или смены статуса на ПМЖ.
За два месяца до истечения трёхлетнего срока ВНЖ можно подавать заявление на предоставление статуса постоянного резидента Сербии (ПМЖ).
Заявитель обязан лично заполнить анкету в отделении МВД и приложить такой же пакет документов, что и при подаче на ВНЖ.
Но к нему надо добавить:
Срок рассмотрения заявления – два-три месяца. Но на практике процесс занимает до одного месяца, так как заявлений на ПМЖ не так много.
С момента подачи документов на ПМЖ пребывание иностранца в Сербии считается законным, даже если за время рассмотрения заявки срок действия ВНЖ истёк.
Претенденты на получение ПМЖ могут отсутствовать в стране не более десяти месяцев в общей сложности или не более шести месяцев подряд на протяжении трёх лет.
В случае положительного решения заявитель получает пластиковую карту постоянного резидента, которую необходимо обновлять каждые пять лет по заявлению, как водительское удостоверение.
Статус ПМЖ и полученное удостоверение постоянного резидента является основанием для подачи личного заявления на предоставление гражданства Сербии. Заявку надо принести в районное отделение МВД по месту жительства.
Понадобится представить минимальный пакет документов:
Заявление об отказе от первого гражданства для лиц, получающих сербский паспорт, теперь необязательно!
Срок рассмотрения заявления может составлять до двух лет.
***
Сербский паспорт даёт возможность свободно посещать более 130 юрисдикций мира. Перспектива вступления Сербии в Евросоюз является дополнительным плюсом – это расширит возможности и права её граждан, а также увеличит список безвизовых стран.
Как видите, пройти иммиграционный путь до паспорта Сербии достаточно просто. И всё же непрофессионал в области международного права рискует допустить ошибки в заполнении различных форм или неправильно подготовить пакеты документов. Поэтому имеет смысл обратиться за помощью к специалистам по миграционным вопросам.
Фото: Unsplash (Jovan Vasiljević)