Дом с четырьмя спальнями, расположенный по соседству со знаменитой музыкальной студией Motown в Детройте, недавно был продан за 3,7 тыс. фунтов (7 тыс. долларов). Это меньше, чем стоит средняя подержанная машина. Деревянное бунгало ушло за 685 фунтов, а трехкомнатный дом стоимостью 276 тыс. фунтов был продан всего за 69 тыс.
Детройт, сделавший состояние за счет автопромышленности, теперь получил сомнительной ценности звание – столица отобранных по кредиту домов.
Упадок основной городской отрасли привел к тому, что Детройт больше других районов пострадал от кризиса, охватившего США и вызвавшего общее падение экономики и мировых фондовых рынков.
В ближайшие два года своих домов могут лишиться 1,5 млн американцев. В 2006 году число домов, проданных в счет кредита, выросло на 42%. Большинство входящих в группу риска людей – заемщики, по которым больно ударило резкое повышение выплат по закладным "второго уровня". Подобные кредиты берут покупатели с низким доходом, обычно на невыгодных условиях.
Чаще всего ссуда предлагается под хороший "завлекательный" процент, который через два-три года повышается: во многих случаях выплаты вырастают вдвое.
Десятки тысяч подобных контрактов в ближайший год выйдут из неподвижной фазы. Это порождает опасения, что на рынке в целом цены на жилье, которые в основном выровнялись, резко упадут.
Регулярно звучат обвинения против посредников в том, что те не сообщают клиентам всех условий и скрывают высокую оплату собственных услуг.
Десятки компаний, предоставляющих кредиты, обанкротились или были скуплены другими фирмами. Ряд штатов, например Огайо, рассматривает возможность помочь людям, неспособным оплачивать закладные, предоставив им ссуды под низкий процент. Конгресс обсуждает план по спасению страны и готовит введение более жестких законов.
Закладные второго порядка обычно продают представителям этнических меньшинств посредники, сами выходцы из этой среды. Зачастую это делается с помощью телефонной рекламы.
57-летнему смотрителю из Чикаго Хосе Кортесу, мексиканцу по происхождению, предложил сделку по телефону испаноговорящий агент одной из калифорнийских компаний. Агент предложил ему кредит, который бы покрыл его долги по кредитной карте и автомобильный кредит, а также рефинансировал бы закладную.
"Через неделю после первого разговора он прислал ко мне человека. Было где-то 22:45, и он сказал, что нужно сделать все быстро, потому что завтра контракт уже уйдет", – рассказывает Кортес.
Он не прочитал кипу документов на неродном для себя английском. Кортес собирался получить заем на 30 тыс. долларов, но эта сумма превратилась в 70 тыс., в том числе 10 тыс. – оплата услуг посредника. Долг по его первоначальной закладной уже составлял 290 тыс. долларов при зарплате 36 тыс. долларов в год. Сейчас его ежемесячные выплаты равны зарплате.
"Я обрадовался, что не придется беспокоиться о кредитных картах и тому подобном. Но если бы они рассказали, что подразумевается что-то в этом роде, я бы никогда не подписал", – говорит Кортес, который теперь переехал с женой и тремя детьми из шестикомнатного дома в однокомнатную подвальную квартиру.
В период экономического подъема подобные вещи оставались незамеченными из-за роста цен на недвижимость, объясняет Ира Рейнгольд, исполнительной директор Национальной ассоциации защиты потребителей. "Если вы оказывались втянуты в одну из таких сделок, но могли вносить платежи или удавалось продать недвижимость, то все сходило с рук".