Что случилось? Французский сервис в сфере недвижимости SeLoger представил анализ рынка перед началом учебного года. Как показали собранные агентством данные, цены в стране продолжают расти, несмотря на временный спад активности, вызванный коронавирусом. Главная причина роста – недостаток предложения.
«Кризис лишил рынок 18% годовой активности, которую невозможно будет наверстать в 2020 году», – указывает Мишель Муйяр, пресс-секретарь «Барометра LPI-SeLoger».
Париж и регионы. Во Франции в целом рост цен за 3 месяца составил 2,1%, за год: 5,2%. При этом цены на жильё имеют тенденцию к снижению в некоторых городах среднего размера и даже в столице. Так, в Париже за квартал цена квадратного метра упала на 4,2%. Однако в большинстве городов с населением более 100 тыс. человек всё ещё наблюдается рост. В отношении городов, где цены падают, эксперт уточняет, что это связано не с вирусом: «В регионах, которые переживают экономическую депрессию, иногда довольно долго, снижение цен началось не сегодня», – отмечает Мишель Муйяр.
Дома в приоритете. Если и существует тенденция, которую подстегнула пандемия, то это страсть французов к домам с наружной территорией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Барометр LPI-SeLoger» показывает тренд к сокращению разрыва между ценами на жильё в наиболее доступных мегаполисах (Брест, Большой Нанси, Руан-Нормандия) и в Бордо, Лионе и Ницце. «Всего 1,7», – подчеркивает Мишель Муйяр. К примеру, в Бресте предпочтение индивидуальных домов вынуждает горожан переезжать из центра города. Что касается квартир, то разница в цене между самыми дешевыми мегаполисами и Большим Парижем «по-прежнему составляет 1 к 3». В целом в центре крупных городов цены по-прежнему выше, чем на периферии.
Маржа. По причине высоких цен, недостаточного предложения и высокого спроса, переговорная маржа находится на низком уровне. На рынке квартир после резкого падения в мае она стабилизировалась на уровне 3%, что «на 27% ниже долгосрочного среднего значения». Перед началом нового сезона столь низкие уровни наблюдаются даже на напряженных рынках «крупных агломераций, а также в сельских районах и в средних городах», – уточняет Мишель Муйяр.
Ещё по теме: