О крепости и слабости национальных уз
Первые инъекции «зарубежной обособленности» россияне начали получать еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Речи о массовой покупке недвижимости за рубежом тогда, конечно, не шло. Зато граждане новой России все осознаннее прибегали к услугам иммиграционных фирм и все чаще отправляли детей в заграничные школы – обычные, круглогодичные, или лингвистические, летние. В обоих случаях их заботливо предупреждали: «Постарайтесь ТАМ как можно меньше общаться с соотечественниками». Иммигранты шли на это ограничение добровольно – в попытках как можно быстрее вписаться в иначе мыслящую, говорящую и существующую среду. Учащиеся – иногда и в принудительном порядке. Ведь во многих лингвистических школах высокого уровня действуют квоты на прием граждан одной страны, а за подслушанную педагогом беседу на родном языке можно поплатиться весьма существенным штрафом. По сути, это были наши первые массовые навыки зарубежной жизни «вне своих».
На рынок недвижимости приобретенный опыт был перенесен далеко не сразу. Скорее наоборот: безъязыкие, юридически безграмотные, с трудом преодолевающие многочисленные барьеры, которые ставил перед ними Запад, прячущие в толстых кошельках свою не менее толстую неуверенность, россияне с радостью кучковались. И, оглядывая заграничные просторы, с гордостью отмечали: вот нас уже сколько здесь – в Марбелье, на Лазурном Берегу, в Герцег Нови, на Барбадосе… Но чувства национального родства хватило ненадолго: похоже, в качестве соседей – владельцев зарубежной недвижимости мы начали надоедать друг другу даже раньше, чем окружающим иностранцам. Тут-то на свет божий и родилось пресловутое «…чтобы никаких русских».
Детальный анализ причин появления этого лозунга можно оставить в стороне: причины в данном случае не столь значимы. Зато крайне важны последствия – в виде ответов на новые вопросы, поиском которых пришлось заняться рынку недвижимости.
Без русских – не хлопотнее. Но с русскими – дороже
Как отмечает директор отдела жилой недвижимости компании Knight Frank Екатерина Тейн, «требование об отсутствии рядом соотечественников никак нельзя назвать основным, есть параметры куда более значимые: страна нахождения жилья, близость объекта к морю, метраж или вид из окон. Многие, узнав о наличии в приглянувшемся городке или курортной зоне большого числа русских, просто выбирают места поблизости, в радиусе 20-30 км – примером такого решения вопроса может служить популярнейший итальянский курорт Форте дель Марми и его окрестности. Но вообще-то, это специфика любой нации: никто за рубежом не хочет жить в местах с 90-процентным преобладанием соотечественников, все предпочитают здоровый микст».
Впрочем, это вариант весьма мягкой оценки – многие профессиональные участники рынка куда более резки в высказываниях. Максим Залевский, руководитель отдела зарубежной недвижимости компании «Кредит МАКС», честно признается: «По отзывам своих коллег я знаком с подобной постановкой вопроса: «Только бы поменьше наших!», хотя сам с этим ни разу не сталкивался. На мой взгляд, это скорее некая поза, чем реальное отражение ситуации». Ну, поза не поза, а вот пример из недавнего прошлого, приведенный генеральным директором компании «Калинка-Риэлти» Екатериной Румянцевой: «Один состоятельный русский предприниматель, решивший приобрести особняк в Лондоне, в итоге принял решение о покупке в том числе и соседнего особняка. Как выяснилось, причиной стало нежелание находиться в непосредственной близости с соседями…»
«Если бы мы столкнулись с подобным пожеланием клиента, то прежде всего попытались бы разъяснить, что подобный снобизм не всегда правилен. Особенно если это касается курортных стран (Испании, Болгарии, Черногории и т. д.), так как там «наши люди» уже везде. Хотя, безусловно, если клиент не желает ни к чему прислушиваться, мы постараемся выполнить его желание с максимальной точностью», – продолжает Максим Залевский.
Тут стоит заметить, что подавляющее большинство профессиональных игроков рынка спокойно, если не сказать равнодушно, относится к вышеупомянутым капризам клиентов: «Никаких особых проблем не возникает – не понравится одно слишком «русское» место, найдем другое. Это ненамного сложнее, чем найти ровный участок в местности со склонами или вписаться в ограниченный бюджет, ведь регионов, где преобладают русские, единицы», – констатирует Екатерина Тейн. «Проблем, сопряженных с данными вопросами, у профессионального риелтора не может возникнуть», – подводит черту Валерий Барнинец, генеральный директор АН DOKI.
Словом, те, кто хочет жить подальше от соотечественников, вправе рассчитывать на выбор из огромного множества вариантов и при этом на абсолютно стандартный договор об оказании риелторских услуг, без всяких наценок «за неординарность подбора», но и без скидок в стиле «проблемный клиент». Любые же попытки привязать цену данной услуги к наличию (или отсутствию) россиян в том или ином месте настоящие специалисты склонны называть не иначе как аферой.
Совершенно другое дело – цена самой недвижимости. Нельзя не согласиться с Максимом Залевским, утверждающим: «В туристической индустрии действительно существует понятие изменения цены на отели «без русских». В основном, это обусловлено, мягко говоря, малопривлекательным поведением наших соотечественников. Но цена на недвижимость складывается чаще всего из совсем других составляющих». Однако факт остается фактом: приход россиян в тот или иной регион мгновенно поднимает на принципиально новую высоту и строительную отрасль, и цены, а иногда, увы, одни только цены.
Идеальный вариант подобного развития событий можно было наблюдать в Болгарии: именно благодаря русским покупателям здесь появилось немало проектов класса de luxe. Менее интересно складывались дела в Черногории – первой европейской стране, где россияне стали инвесторами №1, потеснив даже вездесущих британцев: здесь цены, ориентированные на русских, мчались вверх радостным галопом, за которым качество строительства никоим образом не поспевало. И уж совсем тоскливо чувствовать себя «дойной коровой», подсчитывая британскую, итальянскую, французскую и еще бог знает чью разницу между ценами на недвижимость в местах «компактного проживания русских» и местах по соседству. Так что те, кто выдвигает требование no Russian из сугубо экономических соображений, стопроцентно правы: чем меньше русских, тем ниже может оказаться стоимость кв. м жилья (если, конечно, не иметь в виду эксклюзивные объекты, обычно неподвластные рядовым законам рынка).
Справедливым вышеупомянутое требование может оказаться и в том случае, когда речь идет о подборе инвестиционной недвижимости, приобретающейся с целью дальнейшей перепродажи или сдачи в аренду. К примеру, если на региональном рынке купли-продажи/аренды доминирующие позиции занимают выходцы из Великобритании, Германии или скандинавских стран, вряд ли стоит приобретать инвестиционное жилье в единственном на много миль вокруг «русском» городке: найти покупателя или арендатора будет сложнее, чем в куда более многочисленных поселениях с «иностранным акцентом».
Ограничения по закону и по воспитанию
Большинство девелоперов, равно как и большинство покупателей, тоже предпочитает здоровый микст. И потому владельцы недвижимости еще на уровне разработки рекламно-маркетинговой кампании четко определяют: на рынках каких стран и с какой интенсивностью продвигать проект, чтобы обеспечить этот микст, и именно – здоровый.
Однако не всегда и не все зависит от рекламы. Например, как отмечает Валерий Барнинец, в Хорватии в ряде комплексов установлен своеобразный «ценз»: в них может проживать не более 30% граждан РФ. Четкие ограничения «по иностранцам» существуют в Таиланде (сейчас местный рынок недвижимости ждет от нового правительства страны действий по стимулированию иностранных инвестиций, и в числе возможных мер профессионалы как раз называют повышение квоты для иностранцев на приобретение недвижимости в жилых комплексах – с 49% до 65-70%).
С другой гранью этой же проблемы сталкиваются претенденты на швейцарскую недвижимость: приобретать здесь жилье иностранцам разрешено даже не во всех кантонах, а там, где разрешено, все квотировано настолько жестко, что о любом преимущественном представительстве той или иной нации можно сразу забыть. Не все так просто во вдоль и поперек истоптанной россиянами Испании: «По испанскому законодательству, если человек хочет стать владельцем недвижимости в какой-либо урбанизации, все остальные жители этого «города в городе» должны дать свое согласие. И немало покупателей, желающих приобрести объект без помощи какой-либо компании, сталкиваются с этой проблемой», – рассказывает Елена Острикова, ведущий менеджер отдела продаж компании ABS.
Естественно, сталкиваются. И не только в Испании. И далеко не всегда на законодательном уровне. И гораздо чаще в сегменте элитной недвижимости, чем в сегменте эконом-класса. «Существуют лишь единичные представители российской интеллигенции, политической, научной, культурной и бизнес-элиты, общество которых принимает европейская аристократия. Аристократы с заметной холодностью относятся к так называемым нуворишам, быстро разбогатевшим состоятельным особам. Понятие «новые деньги» несколько шире, нежели просто скоро нажитое состояние. Как правило, люди, их заработавшие, были воспитаны в другой среде и не впитали с молоком матери глубокие традиции, правила и культуру фамильного рода. А поскольку большинство состоятельных русских можно причислить к нуворишам, то и отношение представителей старинной аристократии к ним соответствующее», – подчеркивает Екатерина Румянцева.
Не обижайтесь, это ведь правда. Конфликт социумов, так сказать. Может быть, именно на его фоне в отношениях между российскими владельцами зарубежной недвижимости в последнее время наблюдается очевидное потепление. Вздохи: «Опять наши!» – звучат все реже, и заметно обрусевшие уголки мира уже не столь яро отталкивают новых покупателей обилием соотечественников. Да и Лондон, где русские домовладельцы за свою азартную приобретательскую всеядность заслужили прозвище Новые арабы, согласитесь, не так уж банален.
Автор: Валерия Мозганова
Журнал "Собственник"