Итак, что же собственно произошло? Финский парламент – 200 депутатов – с перевесом в один голос проголосовали за рассмотрение законопроекта, ограничивающего покупку недвижимости в стране иностранными гражданами. Авторы инициативы предлагают разрешить сделки с недвижимостью в Суоми только после пяти лет проживания в стране.
Идеи озвучили представители нескольких партий – в основном националистической и популистской направленности. Главным же идеологом возможных ограничений следует считать представителя социал-демократической партии Финляндии (крупная партия, в последнее время подрастерявшая популярность) Суну Кюмяляйнена.
При обсуждении вопроса в парламенте, «русский подтекст» не скрывался. Именно факт покупки недвижимости в Суоми россиянами вызывает раздражение у некоторых политиков. И – что немаловажно – у определенной части общества: некоторые опросы показывают, что три четверти финнов не слишком довольны активностью русских покупателей. «Не слишком» означает желание ввести некоторые ограничения, о полном запрете речь не идет.
Вопреки появившимся в Интернете утверждениям, на данный момент никаких запретов и ограничений нет. И размеры ограничений, и возможность их введения, и собственно само создание закона будут обсуждаться и депутатами, и комитетами парламента, затем, если парламентарии решатся на жесткие меры, закон должен подписать президент Финляндии. Даже сами авторы проекта не уверены, что Тарье Халонен будет что подписывать.
Год за годом
Предыдущая попытка усложнить россиянам приобретение жилья была предпринята в начале 2012 года. Тогда инициативу о запрете выдвинули всего 22 депутата финского парламента (сейчас, как было отмечено выше 101 финский законодатель решил, что тема для обсуждения есть). Основная аргументация – и тогда, и сейчас:
- безопасность страны (россияне в большинстве своем покупают недвижимость вблизи российского-финской границы);
- сомнительные доходы покупателей (россиян подозревают в «отмывании» денег);
- рост цен на недвижимость в некоторых районах (российский интерес якобы взвинтил цены до недоступных финнам высот);
- введенный еще во время президентства Д. Медведева запрет на покупку иностранцами жилья в приграничных районах России (не то, чтобы финны очень рвались к нам, но логика ясна: почему «им можно, а нам нельзя»).
К этим доводам многие относятся скептически. «То, что россияне виновны в повышении цен - абсолютная чепуха, - утверждает Регина Слепак из компании «Talomaa». – «Россиянам часто продают недвижимость по завышенной цене, но это - нечистоплотность отдельных риэлторов. Доля «российских» сделок в стране меньше 1%. Единичные случаи никоим образом не могут оказывать влияния на цены в целом».
«Да, цены на дома у озер в Восточной Финляндии порою завышены. Но не думаю, что это связано исключительно со спросом со стороны россиян. У каждого собственника могут быть свои причины для выставления какой-то цены на объект. Что касается обвинений в том, что россияне в Финляндии отмывают грязные деньги – то это чушь. Все сделки проходят через банк и это просто технически невозможно», - говорит Олеся Долина (компания HUONEISTOMEDIA).
Так или иначе, в 2012-м инициатива рассматривалась в течение нескольких недель, но сошла на нет. Специалисты практически не сомневаются, что и в этот раз будет так, хотя и не отрицают, что идея запрета имеет определенную поддержку.
«Конечно в какой-то степени подобные решения депутатов отражают состояние общества, - замечает Максим Песочинский из компании «Адвекс», - Как только россияне начали покупать недвижимость в Финляндии, то сразу нашлись недовольные».
«Местным политическим силам надо как-то успокаивать финнов, среди которых популярны националистические настроения. Многим жителям приграничных регионов действительно не нравится, что рядом живет много иностранцев», - добавляет Олеся Долина.
Финская выгода
Но плюсы от российских покупателей все-таки перевешивают минусы. Например, плюсы экономические. Конечно, Финляндия легче переносит кризис, чем, например, страны Южной Европы, но деньги нужны и здесь.
«Финансовые возможности у финнов резко снизилась», - констатирует Регина Слепак. Большинство приобретает жилье в кредит, а поскольку банки стали гораздо строже выдавать кредиты, покупательная способность уменьшилась. А продавать жилье финнам все равно необходимо. Поэтому для многих спрос россиян является выходом из трудного положения. Финнам все равно кто, лишь бы у них хоть кто-то приобретал дома и квартиры».
«Откуда мы знаем, может эти заявления как раз и продиктованы экономическими соображениями. Цель – наоборот - заставить россиян действовать активнее, чтобы успеть купить до принятия закона? Ведь 2013-й год был не слишком удачным для продавцов, а тут появляется возможность повысить интерес, привлечь внимание » - добавляет Максим Песочинский.
А если все-таки?
Оптимизм риэлторов приятен и понятен. Для них любые потрясения нежелательны. Тем более, что в 2012 году многих потенциальных покупателей жесткая позиция радикальных финских политиков смутила.
«Когда в Южном Саво в прошлом году поддержали подобную инициативу, была большая истерия. В итоге у нас сорвалось большое количество сделок. Думаю, и сейчас эта новость никак не повлияет на рынок недвижимости, хотя она скажется на нашей работе с клиентами. В любом случае, если этот закон и будет принят, он будет касаться только земельных участков и только на приграничных территориях. Но не думаю, что его примут», - уверена Регина Слепак.
А менеджер по работе с клиентами компании Best Finland Дмитрий Омеличкин вообще замечает, что на российских покупателей если что-то и повлияет, то точно не депутатская активность.
«То, что сейчас парламент принимает, по сути, не важно. Куда важнее, например, что еще несколько месяцев назад вышло неофициальное распоряжение по всем банкам страны прекратить открывать счета и давать кредиты людям, не имеющими номеров социального страхования и дохода на территории Финляндии. Это распоряжение уже работает. Процедуры очень осложнилась. Фактически покупать можно, а финансово обслуживать сделку очень затруднительно.
Кроме того, из-за серьезного сокращения штата госчиновников в Финляндии увеличился срок ожидания получения разнообразных документов от госструктур. Если раньше процедура занимала месяц полтора, то сейчас 3-4 месяца. Поэтому, повторюсь: что там примет парламент не очень важно. А официального запрета, я уверен, не будет».
От редакции:
Резкий всплеск российского интереса к несостоявшемуся (пока?) решению финских депутатов вполне в духе сегодняшнего дня. Он ложится на благодатную почву наших сомнений и нашей подозрительности. Так что риэлторам Суоми придется какое-то время активнее убеждать потенциальных покупателей. Это бесспорно.
Также, как и то, что тем, кто уже владеет недвижимостью в Финляндии, не стоит переживать. Реквизиция в цивилизованной европейской стране…даже не знаю как сказать… В общем, для этого нужно что-то посерьезнее депутатских решений.
А некоторые ограничения на покупку возможны скорее теоретически – о них говорили и год, и три, и пять лет назад. Другой вопрос, что если радикальный закон в каком-то виде будет принят, то россияне найдут выход. Как замечают практически все заинтересованные стороны, находить лазейки в любом законе и приспосабливаться мы умеем лучше других….
Фото Анастасии Фалей